Поехали

Наши дороги

Автопутешествие из Петербурга в Вологду, с заездом в Устюжну и деревни Устюженского района.

      В России нет дорог — только направления.
     А-114 — Российская федеральная трасса Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола». Протяженность — 531 км. Проходит по территории Вологодской и Ленинградской областей. Является кратчайшим путем из Санкт-Петербурга и Финляндии в Вологду, Архангельск, Ярославль.
      Асфальт - материал, которым покрывают шоссе и тротуары перед тем, как начать земляные работы.
      Современная Федеральная трасса А-114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола» является составляющей транспортного коридора № 9, который включает в себя маршрут «Западная Европа — Западный Китай». Трасса соединяет Вологду и Череповец, несколько районов области и регионов страны. А114 проходит почти по трассе старой шоссейной дороги.
    История этой дороги восходит к созданию Тихвинского монастыря: она соединяет несколько подобных заведений (действующих и недействующих): в Новой Ладоге, Иссаде, Тихвине, Дыми. Все эти монастыри (кроме Иссадского) посещались царственными особами - вот дорогу и проложили. Только изначально она шла не до Тихвина, а до Устюжны, а потом – в город Мологу, уничтоженный в предвоенные годы при строительстве Рыбинского водохранилища. А вот от Устюжны её загнули на Череповец - Вологду в 70-е года прошлого столетия.
      Из Санкт-Петербурга в Вологду, через Устюжну.

Автор неизвестен
    По территории Устюженского района трасса проходит с двухсторонним движением в один ряд, асфальтирована по бетонному основанию. Качество - довольно не плохое. Основную часть трафика (3-5 машин в минуту) составляют грузовые автомобили (фуры), на отдельных участках весьма активны лесовозы.
      В 2017 году завершен ремонт дороги. Сегодня по трассе А-114 в границах Устюженского района можно ехать вполне комфортно. Но очень много стало аварий, часто трагических. Скоростной режим отдельными водителями не соблюдается, совершаются непродуманные обгоны и отдельные водители спят за рулем. Берегите себя!
      Дороги у нас становятся все лучше - танки уже не застревают.
     В Устюженском районе вы будете проезжать населенные пункты Долоцкое, Мезга, Логиново, Мочала. Здесь можно повернуть в Устюжну. Дорога районного масштаба, состояние сами понимаете, не важное. Далее отворотка на Орел, Вешки, Мережу и снова поворот на Устюжну. Но это проселочная, лесовозная дорога. Не рекомендуем. Проезжаем пяток километров и вы подъедете к основной отворотке на Устюжну, называемой в народе "пятнашка".
      Дороги на самом деле не ремонтируют, а только перемещают дорожные ямы, чтобы водителю было их труднее запомнить.
      Пятнашка на Устюжну – разговор особый. Длительное время забытая всеми властями и партиями 15-ти километровая дорога существует уже больше тридцати лет, а на ней проводились только ямочные ремонты. Период содержания дороги упущен ещё лет 15-20 назад, и сегодня она требуют уже не капитального ремонта, а реконструкции. Что это значит? А это значит, что нужна реконструкция земполотна, восстановление водоотводов и замена дорожного покрытия. Как пример - неожиданно вздыбившиееся полотно дороги 24.06.2019г. стало большим трамплином.
      В 2014 году путь от федеральной трассы до Устюжны стал несколько лучше. Велись ремонтные работы. Ремонт «пятнашки» сделан участками – на языке дорожников "картами". Дело в том, что работы проводились за счёт бюджетной статьи содержания дорог, и в этом случае не может быть заасфальтирован участок более 100 метров. В 2015 году приведены в порядок пропуски. В результате, получилась, как бы полностью готовая дорога, которая стала проезжей для легкового транспорта после того, как основные проблемные участки были приведены в порядок. Водители отмечают, что эффект «гладильной доски» почти пропал. А оставленные для будущих ремонтов участки подбирались с минимумом повреждений. Однако,уже появляются выбоины. Будьте внимательны! В 2020 году этот участок дороги планируется передать в федеральную собственность.

R5         Как видим, предполагается строительство нового моста через Мологу, в объезд Устюжны. Совершенно правильное решение, архи важное для Устюжан и города!

XEeQusPZvxo
      Сотрудники ГИБДД регулярно контролируют скорость в обе стороны от перекрестка. Причем не безуспешно!!! Вы уже заметили, двигаясь по трассе, что через каждые 7-10 км установлены передвижные радары! Рекомендуется перед поворотом на "пятнашку" снизить скорость. Разделение по полосам движения есть. Ведутся работы по освещению в темное время суток перекрестка на пятнашку. Однако на повороте не редко бывают аварии.
      Хороший асфальт на наших дорогах просто так не валяется...

     Если едете первый раз по пятнашке – рекомендуем соблюдать скорость 70-90 км/час (скорость движения на зимнее время ограничена 60 км/час). Не редко вдоль дороги прогуливаются лоси. Двигаясь по направлению к Устюжне вы можете завернуть в деревни Огибь, Порослово, Хотыль, Шуклино. В летнее время сюда ездит вся округа (3-6км) на Мологу купаться. Здесь лес, песок, красивые места.
      Реальная скорость в городе - 30-40 км/час. Повсеместно еще устроены лежачие полицейские, в большинстве своем, не всегда соответствующие нормативам. При подъезде к городу не забудьте заправить своего коня.

Фото Галины Крыловой


     В то же время, во время пребывания в Устюжне не забудьте зайти в КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Вы узнаете много интересного о городе и районе.
      У первого светофора после моста через Мологу 3 направления: прямо - на Сандово-Тверь-Москва, направо - в Пестово-Великий Новгород, налево - в Весьегонск-Тверь-Москва. Для грузовых машин сделана объездная вокруг Устюжны. Рекомендую по пути на Весьегонск зайти в Казанскую церковь- прекрасный памятник истории.

1k
      Из Устюжны вы сможете далее по Р-84 проехать в Тверь и Москву (однако, по состоянию дорог значительно предпочтительнее ехать через Сандово, Молоково Тверской обл., нежели через Весьегонск, Тверской обл.).

Планы правительства Вологодской области по развитию дорог в Устюженском уезде.

S9

       До Весьегонска в границах Устюженского района - асфальтовое направление. По заверениям заместителя Губернатора Вологодской области ремонт на участке ответственности КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области" ремонт покрытия дороги планируется завершить в 2022 году.

     В границах Тверской области почти до Весьегонска - гравийка. Если поедете в период дождей - наплаваетесь по лужам. В сухую погоду - надышитесь пыли. В ответ на наше обращение, Правительство Тверской области пожаловалось на отсутствие средств. К выполнению госпрограммы "Безопасные и качественные дороги" там еще не готовы. После Весьегонска до Твери - трасса вполне приличная. Из двух зол (обе дороги в границах Устюженского района ужасные, особенно весной) выбираем меньшее.

        Едем через Сандово. Дорога в Сандовском и Молоковском районах местами ремонтируется, но местами требуется езда по обочине. После Красного Холма - без особых проблем.

      Также можете проехать в Пестово, Новгородской области. Чуть ниже на этих маршрутах мы остановимся более подробно.

         По всей видимости дорога на Москву (Р-84) скоро станет очень популярной, с планируемым вводом в строй в 2021 году??? участка северного обхода Твери магистрали М-11 Москва-Санкт - Петербург. Тогда, не заезжая в Тверь, с региональной дороги Р-84 ходом на М-11 и через час вы уже будете в Москве! Правда по платной дороге.

    Надо понимать, что таким образом, будут сформированы очертания современной Тверской и частично Вологодской агломерации. Это будет новый этап развития городов, поселков, деревень. Повысится транспортная доступность в регионах. Конечно, это новое развитие территорий сельскохозяйственного назначения, жилищного строительства в сторону Устюжны, Весьегонска, Красного Холма и т.д. Но, с другой стороны, это значительно увеличит трафик движения машин через Устюжну. В какое-то время видимо потребуется строительство еще одного моста через Мологу для обеспечения возможности объезда города. Властям стоит уже об этом призадуматься. Иначе город задохнется. Заметьте, мы первые, кто озвучил эту проблему. Но она возникнет уже в 2020-2021 г.г.!!! Просто взгляните на карту и увидите, что даже для череповчан эта дорога будет более удобна для проезда в Москву. Да и региональной дороге Р-84, частично проходящей через Устюженский район, потребуется реконструкция. А для Весьегонска и Устюжны это выгодно вдвойне. Москва и Питер станут ближе.

       И еще. 9 апреля 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства №465, согласно которому появилась новая федеральная трасса "Золотое кольцо" Р-132. И опять же, просто козыри нам идут в руки. От Устюжны до этой трассы всего 300 км, по преславутой Р-84. Для области, и особенно Устюженского уезда это многие возможности, если разумно подходить.

 567

         Предварительное понимание данного вопроса у Губернатора и Правительства Вологодской области как бы есть, судя по вышеуказанным планам, возможно прислушались к нашему мнению. Однако, руководителям Устюженского района надо решить еще один вопрос. Нам он кажется важным, но он остался забытым. Нужно обращаться в вышестоящие инстанции о продлении региональной дороги общего пользования Р-84 от г. Устюжны до п. им. Желябова и далее через мост до трассы А-114, то есть нужно вносить изменения в Постановление Правительства РФ от 14.01.2013 года. Муниципалы эту дорогу не поднимут. Судите сами. Зачем водителям объезжать Устюжну с Череповецкого направления, если можно свернуть раньше и двигаться по хорошей дороге, к примеру в направлении Москвы. Сегодня наоборот бывает. Из п. им. Желябова в Устюжну ездят через д.Громошиху???
      Ездить по нашим дорогам на роскошных авто, все-равно, что олигархам жить в студенческом общежитии.
     Следуем далее, по А-114. После "пятнашки" будут отвороты на Громошиху, Мережу, Лентьево, Понизовье, Попчиху, Ванское, Колоколец.
     В октябре 2015 завершилось строительство одностороннего моста через реку МОЛОГА для обеспечения возможности автомобильного сообщения с поселком им.Желябова и другие населенные пункты и далее в Тверскую, Новгородскую области без заезда в Устюжну. Съезд с А-114 на мост оборудован в д. Громошиха, (перед мостом через реку ЧАГОДОЩА). Однако, на сегодняшний день работы по асфальтированию дороги от трассы до моста и далее не проведены. Асфальтировано только полотно моста.

maxresdefault         Автор неизвестен.
     Вскоре встанет вопрос о придании статуса этому мосту - федеральный, региональный или муниципальный. Вместе с его достоинствами, жители поселка почувствуют всю "прелесть" трассы, проходящей через его центр.
     Внимание: Перекресток трассы А-114 в сторону моста должным образом почему-то не оборудован. Нет отдельной переходно-скоростной полосы для поворота встречного транспорта налево. Будьте внимательны. Заранее подавайте сигнал поворота и притормаживайте.

    В соответствии с требованиями п.6.38 СП 34.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги"  на участках автомобильных дорог II и III технических категорий переходно-скоростные полосы устраивают при интенсивности не меньше 200 машин в сутки, съезжающих и въезжающих на второстепенную дорогу. 

       Считать съзжающие и въезжающие автомобили автомобили с трассы никто и не собирался, поэтому сэкономив на безопасности, Росавтодор прибавил себе прибыль. Ну а чиновники как всегда, не уследили. Обратимся с этим вопросом в Минтранс РФ.  Хочется верить, что отворотка с А-114 на мост будет выполнена по всем правилам с оборудование отдельных полос для поворота встречного транспорта налево и оборудования отдельной полосы для попутного транспорта. Иначе будет проблемный участок.
      На отворотках к сельским населенным пунктам в дневное время суток всегда можно приобрести дары местной природы – соленья, варенья, грибы, ягоды (по сезону). Особенно активно продается товар в Горках, на отворотках: в Устюжну (пятнашка), в Громошиху. Но здесь же вас могут встретить и сотрудники ДПС.
      Сразу за мостом через реку Чагодощу вы въезжаете в д. Лентьево. Впереди, сразу за мостом - активно действующий пост ГИБДД.

      Теперь поговорим о безопасности движения на трассе А - 114 и проедем по другим дорогам Устюженского района.

      У наших дорог два состояния - до дождя они пыльные, а после дождя грязные.
       Аварийность.
     Не летайте на дорогах быстрее своего ангела.
    В пределах Вологодской области трасса А-114 одна из самых аварийных автодорог, если не сказать более. Причины – самоуспокоенность водителей при не большом траффике, засыпание во время езды, наличие на трассе протяженных изгибов, ограничивающих видимость водителя, достаточно большое количество съездов и выездов на трассу от сельских населенных пунктов без соответствующей разметки и разделения полос движения, отсутствие полос разгона и другие.
      И "Мерседес" был крут, и крут водитель, но круче оказался... поворот.

      Дорожные знаки могут превратить шоссе в лабиринт.
      Далее Лентьево (Две бензозаправки. 1. Справа за постом ДПС - 200м. 2. Перед постом ДПС, поворот на Бабаево. Цены- как обычно на трассах. За постом ДПС справа автостанция (быть внимательными. Периодически меняют местами порядок въезда и выезда на автостанцию. На сегодняшний день въезд у поста  ГИБДД, выезд 100м от поста).
    Далее отличная трасса, всюду  с радарами, стреляющими в обе стороны. Будьте внимательны!
    Федеральная трасса А-114 «Вологда — Новая Ладога» будет и дальше реконструироваться. На участке 113-124 километр возведут двухуровневую транспортную развязку на Белозерск, также отремонтируют дорогу от аэропорта города металлургов до Череповца. Дорога до аэровокзала станет четырёхполосной, появится разделительная полоса, будут расширены обочины. Затраты на реализацию проекта до 2020 года составят 3,4 миллиарда рублей.
     Как отметил губернатор Вологодской области, реконструкция трассы под Череповцом увеличит её пропускную способность. Благодаря чем будут ликвидированы автомобильные пробки на въезде и выезде из Череповца.
        В рамках транспортной стратегии РФ до 2030 года планируется построить ещё 14 километров обхода вокруг Вологды, что потребует более 15 миллиардов рублей инвестиций. Близится к завершению строительство двухуровневой развязки в Шексне. Аналогичные сооружения появятся в Кадуе и Устюжне после окончания работ под Череповцом.
     "В итоге мы приведем в соответствие стандартам первой категории всю федеральную трассу А-114 от Вологды до Санкт-Петербурга". - отметил Олег Кувшинников.
    Далее мы проедем по дорогам районного масштаба. Маршруты из Устюжны до: поселка им. Желябова, Николы, Славынево, Мережи, Мезги, Бабаево, Пестово

     Вопросы строительства, ремонта и обслуживания дорог в Устюженском районе регулярно обсуждают участники Совета по разработке программ социально-экономического развития муниципального образования.
     Неудовлетворительное состояние дорог – одна из главных проблем Устюженского района, которая мешает экономике района развиваться с достойной динамикой и эффективностью. Из-за плохого состояния дорог затраты на ремонт и обслуживание автомобилей составляют до 18-20%. Да еще множество посредников - организаций, участвующих в ремонте дорог Устюженского района. Несмотря на неоднократные обращения граждан в многочисленные инстанции, состояние дорог ни коим образом не улучшается.
     Всем нам хорошо известно какие у нас в районе дороги. Многие из Вас "натыкались" на подарки судьбы в виде ям и ухабов на территории города. В лучшем случае это обходилось воспоминаниями о чьей-то матери, в худшем - автосервисом. Так вот, можно долго и упорно ругать дорожные службы и кого угодно. Системно эта проблема если даже и решится, то не сегодня и не завтра. Можно помочь себе и окружающим "здесь и сейчас", дать, так скажем, толчок для исключения хотя бы одной ямы на дорогах города.
     Согласно действующему в России ГОСТу Р 50597-2017, размеры ям не должны быть больше 15 см по длине, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Все ямы, которые больше хотя бы по одному параметру, должны быть обозначены дорожными знаками, а в условиях недостаточной видимости — заграждением с сигнальными огнями).
     Государство вклыдывает средства в дороги, а казнокрады - во внедорожники.
     Но все это только в планах, проектах – то есть на бумаге. В реальной жизни все весьма прозаично.
     МАРШРУТ МОЧАЛА - УСТЮЖНА.
     Вот вы уже у долгожданного указателя на Мочала. Как ни странно, никаких упоминаний об Устюжне на нем нет, да и сама дорога представляет из себя довольно грязный грейдер, совершенно не похожий на путь к райцентру. Однако, такой дороги тут лишь 6 км, а дальше начнется асфальт до города.
....Колея - это российский вариант дорожной разметки.
     Наконец, шум трассы А114 останется у вас позади и начнется непривычная после стольких асфальтовых километров езда по песчаному грейдеру. Тут нет изматывающей тряски и проносящихся машин, зато попадаются участки с глубоким песком, где придется ехать не спеша порой по огромным лужам, которые нужно осторожно объезжать с краю. После банального асфальта интересно проехать по настоящей деревенской улице, вблизи посмотреть на вросшие в землю некрашеные избы – как и везде в подобных местах, все тут производило впечатление жуткой бедности и заброшенности.
     Миновав Мочала и соседние с ним Марфино и Новинку, дорога войдет в лес и тут начнутся настоящие авторалли по покрытой толстым слоем песка и грязи широкой дороге с многочисленными колеями от машин. Ровно через 6 км от съезда с трассы грейдер, становясь постепенно все более проезжим, выведет вас на приличную бетонку. Колеса сразу же закрутятся быстрее, по сторонам замелькают приятные лесные пейзажи, иногда чередующие с необычными видами на болота, которых полно в окрестностях Устюжны. Вскоре впереди на высоком берегу Мологи уже покажутся дома Устюжны, на фоне которых хорошо выделяются несколько церквей.
    Дорога на Орел, Вешки, Мережу. Если вы планируете заглянуть в глубинку Устюженского района, вам сюда. Дорога правда, мягко говоря не очень... По ней в основном ходят лесовозы, изредка местные жители, а в грибной период - лесовики. Чистый грейдер. В сухую погоду пыль. Наглотаетесь по полной программе.
     В указанные населенные пункты можно еще проехать на отворотке влево, за Громошихой. Но дорога там значительно хуже, грейдируется видимо один раз в сезон. Весной ранней и после сильных проливных дождей на легковой машине лучше не заезжать. Не скоро вытащат... Тест-ДРАЙВ. Если на ближайших 100м дороги проедете две лужи - до Мережи доедете!!!
     Дорога УСТЮЖНА-ПЕСТОВО.

im67ageФото В. Минина     Вид на Устюжну по дороге из Пестово.
     Судя по сообщениям автолюбителей на различных форумах, это одна из самых худших дорог, связывающих районный центр с внешним миром, а именно, с Новгородской областью. Вот некоторые выдержки:
      "От Пестово до Устюжны шли танковые бои, дороги нет".
      "После Устюжны, до границы областей - бетонка, с естественного характера возникшими лежащими полицейскими (вздыбленные стыки). Как начинается Новгородская область - ковровые бомбардировки и стиральная доска почти до самого Пестово. Не знаю, что там творится в дождь или снег :) , есть участки, где нет асфальта, причем довольно таки большие. Скорость 10-40км/час."

      Как уже писалось ранее, из Устюжны в Пестово ехать повернув направо на первом светофоре. Выкарабвшись из города вы устремляетесь по дороге в Пестово. По состоянию думаю все понятно. Крепче за баранку держись шофер....По пути можно завернуть в деревни Самойлово, Легалово, Исаково, Зайцево Устюженского муниципального образования. Власти уже очень много лет муссируют тему о передаче дороги в федеральную собственность. Однако, воз и ныне там. Регионы не ремонтируют, потому, что "скоро" это будет федеральная собственность, а федералы не ремонтируют, потому, что это не их собственность. Так и водят людей за нос.
    Далее вы въедете в ЗАЛЕССКОЕ муниципальное образование. Справа-слева от вас будут располагаться деревни Квашнино, Степачево, Большое Восное, Залесье, Возгриха, Крутец, Зыково, Давыдовское и т.д. Всего 35 деревень.
Шоссе Р 84. Участок от Устюжны до Весьегонска.
    Русские называют доpогой то место, где собиpаются пpоехать.

    По этому шоссе обычно ездят в сторону Москвы. Но лично я предпочитаю в Москву ездить через Сандово. И так, при въезде в Устюжну, на первом светофоре вы повернули налево. Наберитесь терпения при проезде по танковому тракту через весь город. Сначала участок более или менее приличного асфальта, но с ямами и трещинами, плохо спланированный, волнистый, превышать 50 км/ч не стоит - машину сильно кидает из стороны в сторону. Красиво. Вокруг сосновые леса, ельник. Однако, не думайте что с асфальта съезжать не придется.
    Между деревнями Славынево – Григорово асфальт превращается в грунтовку (видимо то, что называется грейдером) – следы от гусениц трактора, из под колес - камни, пылища потом даже внутри машины, несмотря на кондиционер и закрытые окна. На протяжении 23 км, в основном более-менее ровно, можно идти 50-70 км/ч, если не очень жалеть машину - трясет изрядно, но местами бывают неожидан ные ямки и ямищи - следите внимательно за дорогой. Под песчаной грязью кое-где нащупывается старая брусчатка. Удобнее ехать по колеям, проложенным справа и слева от дороги. Затем, после этого до Весьегонска - довольно разбитый асфальт, опять же скорость 40-60 км/ч, больше - страшно за подвеску. Представителей ГИБДД по пути встречаются редко. А что им там делать? После Весьегонска вас ждет неплохая дорога, но весной иногда с ездой на 1-3 скоростях.
Маршрут Устюжна - Сандово.
В Америке существуют дороги которые построили,
но забыли отметить на карте...
В РОССИИ ВСЁ ИНАЧЕ:
Есть дороги которые:
— отметили на карте, но забыли построить...
— и ... не строили, не отмечали, но они есть...
      Проехать в Москву удобнее через Сандово-Молоково-Красный Холм-Бежецк-Тверь. На первом светофоре при въезде в Устюжну с А114 едем не спеша прямо по Р84. Рекомендуем по пути заехать в филиал Устюженского краеведческого музея - МУЗЕЙ-УСАДЬБУ БАТЮШКОВА и КУПРИНА в селе Даниловском. Пообщайтесь с гениальными поэтами и писателями.
     Шоссе местами асфальтировано, но ямочный ремонт дороги из года в год делает ее все хуже и хуже. По этой причине надо быть предельно внимательным. Дорога просто ужасная! Но, как говорится, из двух зол выбираем меньшее. Проезжаете деревни Шустово, Брилино, Высотино, Алексеево, Демцыно, Пожарово, Круглыши, Богуславль и последний населенный пункт Устюженского района - Никола.
    Деревни, в основном, располагаются в стороне от шоссе. Но через Николу, где живут картофельные короли, придется проехать. Возле школы будьте внимательны. В деревне могут неожиданно выехать трактора и другая спец.техника. Впрочем, как и по всей трассе.
    Дорога - бетонка, местами заасфальтирована, с крутыми поворотами, спусками и подъемами. Достаточно узкая. Ямы на дороге постоянно будут вас сопровождать. Особенно после зимы. Бетонка местами вздыблена. Будьте аккуратны при подъезде к стыкам бетонных плит. ОСОБО ОПАСНО - подъезд к деревне с красивым названием БОГУСЛАВЛЬ и далее до д.Никола. Рекомендую прислушаться!!!
    Сразу после выезда за пределы Устюженского района, в Тверскую область, бетонка заканчивается. Вы получите огромное удовольствие от того, что дорожный кошмар закончился. Счастливого пути на Тверь и Москву.

Дороги района: итоги 2019 и планы на 2020 год.

     Цифры. Состояние дорог – это один из самых насущных вопросов, который волнует всех жителей района
    Протяжённость автомобильных дорог в районе составляет 1068,4 км. В том числе: федерального значения – 76 км; регионального значения – 391,5 км. Автомобильные дороги между населёнными пунктами районного значения – 261,7 км; автомобильные дороги населённых пунктов – 339,2 км

    В 2019 году выделено на дорожную деятельность 16,6 млн рублей:
– содержание автодорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов – 5 715 700 рублей;
– содержание автодорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов – 6 096 900 рублей;
– приобретение дорожного оборудования – 280 000 рублей;
– ремонт автодорог местного значения – 4 491 600 рублей.

      В 2019 году проведены ремонты следующих автодорог и сооружений на них:
     МО Устюженское – 500 000 рублей (ремонт размытого участка автодороги Яковлевское-Антоново-Варлыгино; устройство   объезда к мосту через реку Колодня на автодороге Яковлевское-Антоново-Варлыгино).
    МО Лентьевское – 3 383 200 рублей (ремонт моста через р. Шалочь в д. Шалочь – 1 490 056 рублей, ремонт моста через р. Ваня в д. Попчиха – 957 600 рублей; ремонт участка уличных автодорог в д. Шалочь для проезда к мосту через р. Шалочь – 275 000 рублей; ремонт моста в д. Понизовье – 570 544 рублей; ремонт водопропускной трубы на подъезде к д. Зимник – 90 000 рублей).
   МО Мезженское – 200 000 рублей (восстановление дорожного покрытия подъезда к источнику «Ключи»).
  МО Никольское – 258 400 рублей (ремонт покрытия моста на автодороге Крестцы-Городок – 128 132 рублей; ремонт водопропускной трубы по уличной автодороге Лесная в д. Расторопово – 50 400 рублей; ремонт водопропускных труб на автодороге Расторопово-Дуброва-Крестцы – 79 900 рублей).

     Из Дорожного фонда области на дорожную деятельность в отношении местных автодорог выделено финансирование в размере – 2 812 300 рублей
     Ремонт асфальтобетонного покрытия в г. Устюжна по ул. К. Маркса от пер. Терешковой до ул. Гагарина: область – 2 812 300 рублей; местный бюджет – 28 400 рублей.
    Кроме того, из Дорожного фонда области для обеспечения подъездов к земельным участкам, предоставляемым отдельным категориям граждан, выделено 1 165 900 рублей с дополнительным софинансированием из бюджета района на сумму 11 800 рублей. За счёт этих средств проведены работы по устройству подъездов к домам многодетных семей в
пос. Юбилейный.

Планы на 2020 год

        Средства на содержание дорог.
Содержание автодорог общего пользования местного значения вне границ населённых пунктов – 3 925 500 рублей.
Содержание автодорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов – 4 099 000 рублей.
Резерв средств – 1 000 000 рублей.
Нераспределённый остаток до конца зимы-весны – 685 900 рублей.
Ремонт автодорог местного значения – 4 580 000 рублей.
Итого – 14 290 400 рублей.

     За счёт средств на содержание будет выполняться зимняя расчистка автодорог от снега (содержание под накатом). В летний период – планировка, подсыпка проблемных участков, очистка обочин от растительности, прочистка и отдельный ремонт водопропускных труб.

       За счёт средств на ремонт планируется:
Ремонт моста на подъезде к д. Демихово – 960 000 рублей.
Ремонт подъезда к д. Вёшки – 500 000 рублей.
Ремонт уличных автодорог в д. Понизовье – 200 000 рублей.
Ремонт уличных автодорог в пос. им. Желябова (ул. Социалистическая, Первомайская, Воробьёвская, Большая Окуневская, Судостроительная) – 980 000 рублей.
Ремонт автодороги в д. Малая Липенка – 270 000 рублей.
Ремонт участка автодороги Модно-Кортиха-Красино – 300 000 рублей.
Ремонт ул. Центральная в д. Слуды – 270 000 рублей.
Ремонт подъезда к д. Селище – 500 000 рублей.
Ремонт уличных автодорог в п. Спасское (ул. Центральная, ул. Цветочная) – 200 000 рублей.
Ремонт автодороги Мелечино-Гряда – 200 000 рублей.
Ремонт уличных автодорог в д. Никифоровское (ул. Сиреневая, ул. Центральная) – 200 000 рублей.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНОго  СТРОИТЕЛЬСТВА В УСТЮЖЕНСКОМ УЕЗДЕ.

      Особое внимание устюженские земские деятели уделяли решению проблемы дорог. В уезде в то время существовали дороги двух типов - земляное полотно и проселочные дороги. К первому относились дороги на Валдай, Боровичи, Тихвин, Вологду, Ярославль, Весьегонск, Мологу, Рыбинск. Ко второму, не считая внутриуездных, дороги на Бежецк (Тверская губерния), Красный Холм (Тверская губерния), в погост Троицкий (на Белозерск). К почтовым дорогам относилось несколько дорог типа "земляное полотно". Кроме Тихвинского тракта, это были Ярославская дорога (12 станций по 14 лошадей на каждой), Вологодская (7 станций по 6 лошадей), Боровичская (9 станций по 4 лошади). В зимнее время появлялись новые дороги. Их прокладывали по замерзшим болотам, сокращая тем самым расстояние до нужного пункта. Например, в Белозерск зимой можно было попасть быстрее и проще, чем летом или осенью.
      В 1902 году устюженское земство израсходовало на дорожные работы 13206 рублей. На эти средства были отремонтированы Ижинский и Котовский мосты, исправлено полотно дороги Лентьево - Дубровка, исправлено полотно дороги на Избище-Ереминском тракте и т. д. Дороги имели большое значение, так как Устюженский уезд был ввозящим. Для отправления по уезду подводной повинности ежегодно выставлялось 4600 подвод с более чем 1,5 тысячами проводников-извозчиков.
      Первые железнодорожные ветви, благодаря которым в уезде появились железнодорожные станции Бабаево и Пестово, были построены только в начале XX века. Близ Устюжны проходила еще одна железная дорога, называемая "Северной" (Вятка - Вологда - Череповец - Тихвин - Петербург), построенная в 1900 году. В пределах Устюженского уезда она прошла по болотистым и малонаселенным местам, оставив в стороне густонаселенные юго-восточные и восточные волости. Эта железнодорожная ветка, в конечном итоге соединившая Петербург с восточной частью Европейской России и Сибирью, по первоначальному проекту должна была пройти через Боровичи - Устюжну.
      В 1912 году инженер И. И. Бернатович разработал проект железной дороги "Устюжна - Бабаево", с претворением которого в жизнь экономическое положение города могло бы резко измениться. Автор проекта указывал, что "сравнительно легкий рельеф местности" дает возможность "сооружения железных дорог первостепенного значения (магистралей)"76. Проект, однако, проектом и остался.
      В конце XIX века большая масса грузов шла по дорожным трактам, в частности, по Тихвинскому. Тихвинский тракт проходил : через Петербург, Тихвин, Устюжну, Ярославль. По дороге непрерывным потоком шли грузы. Из Великого Устюга везли щетину, из Рыбинска - хлеб. Вывозили и ввозили товары и устюженские купцы. Летом по Тихвинскому тракту перегоняли к Петербургу на забой гурты скота. На всем протяжении тракта в ближайших деревнях были устроены постоялые дворы, принимавшие до 50 подвод. Перевозка грузов по Тихвинскому тракту была одним из приработков местных крестьян, которые обычно в зимнее время нанимались с лошадьми в извозчики. На расстоянии 20 км друг от друга по тракту располагались почтовые станции: Мезга, Новая Белая, Любохино, Оксюково, Сомино, Косые Харчевни, Обрино, I Концы. Почту из Санкт-Петербурга везли через Мгу до Тихвина. Отсюда ее забирал устюженский почтовый служащий. Его "карета" отправлялась в Устюжну со скоростью 6-10 км в час. На перегонах меняли лошадей. Задерживаться на почтовых станциях почтальону разрешалось только на пять минут. Наиболее активное движение шло по Тихвинскому тракту зимой.
      Летом почти все грузы переправлялись водным путем. Вообще реки в уезде были главными путями сообщения. В 1899 году, например, с 65 пристаней Устюженского уезда было отправлено 20554 пудов грузов79. Грузы в Устюженском уезде водным путем переправлялись по двум системам - Мариинской и Тихвинской, причем вторая имела приоритетное значение. Сооружения Мариинской системы начали возводиться в 1810 году. Протяженность ее была 418 верст80. Мариинский водный путь соединял Рыбинск и Санкт-Петербург благодаря нескольким искусственным каналам, рекам Шексне, Ковже, Свири, Неве и ряду озер.
      Тихвинская водная система начала свою историю в 1811 году со строительства Тихвинского канала и к концу XIX века пересекала Устюженский уезд на протяжении 257 верст81. Тихвинский канал начинался от Херсонского шлюза, устроенного на реке Тихвинке в 10 верстах ниже Тихвина и заканчивался Варшавским шлюзом на реке Чагодоще, устроенным в устье реки Горюн. Канал тянулся на 192 версты и состоял из двух ветвей. Одна фактически выходила к Балтике, другая - к Волге (к Каспию)82. Ветвь канала, принадлежащая Балтийскому бассейну, включала всю реку Тихвинку с озерами Еглиным и Озерским. Ветвь канала, направленная к Волге, включала часть соединительного канала от Нижегородского шлюза до реки Волчины, реку Волчину, озеро Сомино на протяжении 3 верст, реку Сомину, озеро Вожанское и реку Горюн83. На протяжении всей системы было построено 52 шлюза, вырыты деривационные (в обход препятствий, например, порогов) каналы, углублены и расчищены реки84. По Тихвинскому каналу от Устюжны и ее окрестностей ежегодно сплавлялось на судах до 200 тысяч сажен дров, до 250 тысяч пудов теса и лесных материалов85. К Рыбинску и Петербургу отправляли до 180 тысяч пудов овса местного урожая86 . Из Санкт-Петербурга по Тихвинскому каналу в северные уезды и губернии, в том числе и в Устюженский, отправлялись большей частью колониальные товары. Купцы везли хлеб, железо, медь, кожи, юфть, холст и т. п. Суда с так называемой "срочной кладью", предназначенные, в частности, для Нижегородской ярмарки, от Сомино до Тихвина проводились за три дня, остальные - за пять - шесть87. До Лентьева груз везли на пароходах, до пристани Сомино - мелкими судами. Перегрузка в Лентьево, конечно, увеличивала стоимость провоза, но к концу XIX века реки Молога и Чагодоща уже настолько обмелели, что не могли, как в прежние времена, принимать по 5-6 тысяч судов. Их количество уменьшилось до 800-90088. В связи с обмелением рек, а также вступлением в строй новых, более совершенных сооружений Мариинской системы, Тихвинская система к концу XIX - началу XX веков значительно обветшала и уже к 1890 году встал вопрос либо о ее улучшении, либо закрытии. Для решения проблемы Министерство путей сообщения создало особую комиссию.
      Заинтересованными в сохранении Тихвинского канала были и предприниматели, и беднейшие слои населения. Часть уезда близпристани и далее на запад в сторону Тихвина, наиболее удаленная от железных дорог, с плохими земельными угодьями и негодными для доставки грузов дорогами, получала все жизненно важные продукты (прежде всего, хлеб) только водным путем. По Тихвинскому каналу переправляли свою продукцию четыре стекольных завода к Белокрестской волости. Громоздкий и ломкий товар не мог выдержать гужевых перевозок по тряским дорогам уезда. В случае закрытия Тихвинской системы заводы превратились бы в нерентабельные.
      С закрытием Тихвинской системы средств существования могли ж лишиться не только рабочие заводов, но и крестьяне нескольких к промышленно-ремесленных волостей - Чирецкой, Лентьевской, Соболевской, Моденско-Плотичьевской, а также ремесленники Устюжны, В занятые постройкой судов и перевозкой грузов. Отметив все эти обстоятельства, выявленные особой комиссией, устюженское земство приняло решение ходатайствовать об отпуске средств для приведения в исправность Тихвинской системы и, прежде всего участка от впадения в Мологу реки Чагодощи до Устюжны. Однако из-за пересыхания рек и размыва берегов реки Чагодощи восстановить полностью этот водный путь так и не удалось.

     Вплоть до первой четверти XIX столетия все дороги Устюжны были грунтовыми. Большинство городских улиц и переулков фактически представляли собой зеленые лужайки с неширокими и неглубокими песчаными колеями, оставленными гужевым транспортом, и узкими тропинками, протоптанными пешеходами. Недаром такие улицы в Устюжне называли «зелеными». В центральной части города были проложены деревянные тротуары для прохожих. Одна из местных старожилок, детство которой выпало на начало ХХ века, вспоминала: «Помню улицу перед домом… вся она была густо покрыта низенькой травой с листиками, похожими на укропные и зелено-желтыми цветочками… По улице всегда бродили белые куры и утки, ярко выделявшиеся на зеленом фоне».
     В 1823 году Большая Московская улица и две площади – Соборная и Торговая были покрыты булыжником. Кроме того, булыжную мостовую устроили к спуску на реке Мологе в районе паромного перевоза (совр.пер.Корелякова), связывающего правобережную и левобережную части города. Впоследствии булыжником мостили подъезды к жилым домам, к мельницам и другим значимым для устюжан объектам.
    За исправностью мостовых и их чистотой следили дворники, которых содержала городская управа. Кроме того, площади и «участки улиц, лежащие на счете города» приводили в порядок хозяйственным способом, а уборку навоза – неизменного спутника гужевого транспорта, сдавали с торгов. Собственных дворников имели и наиболее зажиточные домовладельцы. Остальные обыватели обязаны были содержать в порядке придомовые территории «до средины улиц и переулков» самостоятельно. Так, в постановлениях городской управы за 1876 год было указано, что местные домовладельцы обязаны «сметать, по мере надобности, с мостовых и тротуаров сор, очищать всякую нечистоту и отвозить на отведенные городской управой места, а в канавах (сточных) не допускать застоя воды и образования травы».
    В зимнее время от горожан требовалось не только «уничтожать пред своими домами снеговые сугробы», но даже и «заравнивать образующиеся ухабы по дороге против мест, им принадлежавших». Лесные материалы, в первую очередь необходимые для печного отопления дрова, можно было складывать у домов, занимая при этом не более 1/5 ширины улицы. Владельцам лавок и магазинов, а также жителям домов, расположенных на площадях, предписывалось «содержать в чистоте и исправности пространство площади на расстоянии шести сажен (около 13 м) от стен строений».

 

 

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск