Среда, Сентября 26, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Церкви Устюженского района

Казанская церковь

Индекс материала
Казанская церковь
Храмы, Соборы, Церкви
Все страницы

Немного о религии и святых местах Устюженского района.

     Прежде чем приступить к экскурсии  по историческим и памятным местам Устюженского края, совсем не лишним будет ознакомиться с ПРАВОСЛАВНЫМ КАЛЕНДАРЕМ на 2013 год.

     При подготовке материалов на сайт, задался вопросом - в чем отличие понятий Храм, Собор, Церковь, Монастырь, Часовня, Колокольня.... Поискал в Интернете. Ответы разные... О них позже. Для начала предлагаю ознакомиться со священными местами Устюженского района.

     Вы приехали в Устюжну. В первую очередь познакомимся с Казанской Церковью в Устюжне.

     Главная улица Устюжны Железопольской, именовавшаяся в прежние времена Московской, эффектно замыкается с западной стороны главным городским собором Рождества Богоматери, а с восточной - словно венчающими купы деревьев голубыми куполами Казанской церкви. В XVII столетий на месте нынешней Казанской церкви рос большой сосновый лес. Близ леса находился "дом убогих" - глубокая яма, накрытая срубом с деревянной кровлей, в которой хоронили нищих и умерших нечаянной смертью, без покаяния. По легенде, в этом лесу устюженский юродивый Афоня однажды увидел на сосне Казанскую икону Богоматери, и по случаю этого события в 1647 году на мирские средства здесь был поставлен деревянный храм Явления Казанской иконы Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. В 1659 году эта церковь сгорела во время грозы от удара молнии, но иконы, книги и прочее церковное имущество успели вынести и спасти. Вскоре устюженец посадский человек Михаил Семенов Олончанин "по обещанию своему" на том месте построил новый деревянный храм.,

     Преданием, записанным в прошлом веке, возведение ныне существующего каменного здания Казанской церкви связывается с фамилией именитых людей Строгановых. В предании рассказывается, что в конце царствования Алексея Михайловича находившийся в Устюжне по торговым делам один из Строгановых тяжело заболел. Уже находясь при смерти, он обратился с молитвой о помощи к новоявленной иконе Богоматери Казанской и получил исцеление. По случаю своего чудесного избавления от смерти именитый гость дал обет возвести в честь чудотворной иконы новый каменный храм и сдержал свое обещание. Прежняя деревянная Казанская церковь была продана на посад в Троицкий и Васильевский приходы.

     По своему архитектурному облику Казанская церковь резко выделяется среди устюженских храмов XVII-XVIII вв. Над невысокими одноэтажными приделами, как бы играющими роль стилобата, поднимается стройный объем бесстолпного главного храма. Применение ордера в оформлении фасадов и их завершение разорванными лучковыми фронтонами придает зданию "итальенизированный" барочный вид, но традиционное пятиглавие, утвержденное на граненых двухъярусных барабанах, выдает руку зодчего, воспитанного в рамках отечественной архитектурной школы, хотя и внимательно изучавшего образцы западноевропейского барокко. На фоне темно-коричневых, покрашенных "под кирпич" стен эффектно выделяются белокаменные колонны и наличники окон, волюты и витые колонки венчающих фасады киотов. По особенностям конструкций и архитектурного декора Казанская церковь близка другим строгановским храмам конца XVII века - собору Введенского монастыря в Сольвычегодске (1688-1693), церкви Богоматери Смоленской в Гордеевке (1694-1697).

     В середине XVIII века паперть и главный храм Казанской церкви были украшены фресками. В сохранившихся на стенах храма надписях сообщается, что роспись выполнена в 1756-1757 годах на средства устюженского помещика Василия Федоровича Козлянинова артелью ярославских иконописцев в количестве 12 человек под руководством Афанасия и Ивана Андреевых Шустовых. В 1899 году фрески реставрировались художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко на средства старосты Казанской церкви устюженского городского головы Н. И. Поздеева.

     Роспись стен разделена на пять регистров (верхний регистр расположен в основании сомкнутого свода). Три верхних регистра посвящены христологической теме. Самый верхний ярус занимают сцены страстного цикла. Начинаясь на западном склоне свода композицией "Моление о чаше", страстной цикл завершается на южном склоне сценой "Уверения Фомы". В двух следующих регистрах повествуется о земном пути Иисуса Христа и о его учительной деятельности. Этот рассказ начинается на южной стене, у иконостаса, изображением "Искушения Христа диаволом", а завершается на откосе окна западной стены сценой "Явления Христа Луке и Клеопе в пути". В этой части фресок особенной популярностью пользуются у иконописцев сюжеты притч, из которых в Казанской церкви представлены: "Притча о талантах", "Притча о виноградарях", "Притча о брачном пире", "Притча о рабе немилостивом", "Притча о богатом и бедном Аазаре", "Притча о блудном сыне" и ряд других, к На сводчатых перемычках окон верхнего света помещены изображения

 Саваофа, Христа и Христа-Эммануила, а также различные изводы икон Богоматери.

     В следующем, четвертом сверху, регистре иллюстрируются "Деяния апостольские". Изображены "чудеса" апостолов Петра и Иоанна во время их проповеди веры Христовой в Иерусалиме и других городах, убиение апостола Фомы, обращение Савла, изведение апостола Петра из темницы, "чудеса" апостола Павла и некоторые другие сюжеты. Развитие повествования этого регистра прерывается включением композиций увеличенного размера "Спас Нерукотворный", "Предста Царица" и изображением Богоматери с младенцем, созданным под явным влиянием "Сикстинской мадонны" Рафаэля. В композициях нижнего регистра повествуется о житии великомученицы Екатерины от ее крещения до усекновения мечом. На сводах окон северной стены также помещены "списки" явленных икон Богоматери, а на своде западного портала - "Троица Ветхозаветная".

     При входе в храм, на откосах дверного проема, написаны две мужские фигуры, по характеру изображения выделяющиеся на фоне сонма персонажей традиционной православной иконографии. На северном откосе портала представлен безусый юноша печального вида в зеленой подпоясанной рубахе и накинутом на плечи плаще, без нимба, в порыве моления прижавший руки к груди, склонивший голову и устремленный к главному престолу храма. Напротив, на южном откосе прохода, изображен пожилой мужчина в одеждах богатого гостя: на нем дорогой кафтан на горностаевом меху, такая же подпоясанная рубаха, только синего цвета, и мягкие цветные сафьянные сапоги. У его головы также отсутствует нимб - традиционный символ официально признанной святости. Он тоже обращен лицом к главному престолу храма, посвященному Казанской иконе Богоматери, правая рука его с раскрытой ладонью простерта в жесте прошения, а левой он как бы одновременно указует и на храм, и на скорбного юношу - поза, обычная для ктиторского изображения в средневековом искусстве.

     В алтаре написаны "Богоматерь на престоле" с предстоящими Василием и Дарией (соименными святыми заказчиков росписи Козляниновых), "Вседержитель на престоле". Свод расписан на тему песнопения "Сущую Богородицу тя величаем". Фрески жертвенника и диаконника значительно утрачены. Из них сохранились изображения жертвенного агнца в дискосе и Василия Великого в жертвеннике, "Тайной вечери" и Николы в диаконнике. Привлекает внимание изображение Максима Грека в жертвеннике, личность и труды которого были популярны среди старообрядцев.

     В росписи паперти интересны большая развернутая композиция "Страшного суда" с правой стороны от входного портала, у прохода в Антипьевский придел. Слева от входа в круглых клеймах написаны "Дни творения". На восточной паре пилонов представлены сцены истории о Каине и Авеле, "Изгнание из рая", "Покров". На южном пилоне изображен ангел, записывающий имена входящих. Напротив, на другом пилоне, написан "Ангел карающий" с мечом в руке.

     Афанасий и Иван Шустовы, ведущие ярославские мастера середины XVIII века, возглавлявшие артель иконописцев, в трактовке отдельных композиций в целом придерживались традиций, сложившихся у ярославских иконописцев в первой половине XVIII века, а некоторые композиционные решения относятся и к более раннему периоду.

     В колорите росписи Казанской церкви преобладают коричневые, темно-зеленые и синие краски. Мастерство иконописцев в достижении колористической гармонии на основе этих цветовых сочетаний находится по-прежнему на высоком уровне. Существенная разница лишь в том, что колорит ярославских фресок XVII - начала XVIII века, в котором мягко сияли сочетания светлых охр с голубцом, в известной степени настраивал на возвышенный лад, отвлекая от реалий бытия, а колорит росписи Казанской церкви ближе к красоте земной, материальной, чувственной. Все эти заметные изменения в содержании и в изобразительном языке росписи устюженской Казанской церкви свидетельствуют о коренном перерождении традиций древнерусского искусства с его приверженностью к идеалам совершенной духовной жизни и о рождении новой России, более крепко стоящей на земле и азартно осваивающей новые ценности.

     Роспись Казанской церкви выполнена по белой, хорошо заглаженной штукатурке с нанесением графьи и раскрывочных колеров "по-сырому" (a fresco), т. е. по влажному, непросохшему грунту. В связи с насыщенностью композиций большим количеством персонажей, детализированным архитектурным стаффажем, пейзажными мотивами работа живописцев завершалась уже "по-сухому" (a secco) с использованием клеевых красок. Благодаря большому опыту ярославских мастеров и соблюдению традиционных технологических норм и приемов стенного письма роспись четверика главного храма9 ныне находится в удовлетворительном состоянии, за исключением почти полностью утраченного "убруса" (живописной имитации узорной ткани в росписи нижней части стен) и утрат механического происхождения в нижнем регистре (потертостей, царапин, выбоин и т. д.).

     Фрески Казанской церкви в Устюжне относятся к числу важнейших и ценнейших памятников художественной культуры Русского Севера. Этот архитектурно-художественный ансамбль является одним из самых ярких и выразительных памятников завершающей фазы истории древнерусского искусства на территории Вологодского края, уникальной достопримечательностью древней Устюжны Железопольской.


http://www.booksite.ru



 

    Познакомимся с другими Культовыми заведениями. В первую очередь зайдем в Храмы и Соборы Устюженского района.

     Поскольку Монастырей в Устюженском крае нет,  посетим   ЦЕРКВИ, а также  ЧАСОВНИ.

     Храмы в Устюжне ставили, как правило, на высоких берегах. Так, на берегу реки Ворожи, неподалеку от Рождественского собора, построили сразу две церкви - Благовещенскую (1762 год) и Воскресенскую (1771 год). Оба храма пятикупольные, по стилю знаменуют конец архитектуры барокко. Воскресенская церковь несколько скромнее Благовещенской и служит как бы предвестником эпохи классицизма. Торговая площадь с Воскресенским храмом отделяется от Соборной площади речкой Ворожей и большим прудом. По берегам его в обилии растут ивы и березы, летом церкви утопают в их зелени.

      хСильное впечатление оставляют не только хархитектура и  украшения храмов, но и все окружение. Когда попадаешь в этот дивный мир русской старины, сохраненный в монументальном зодчестве, то не хочется рассматривать его детали, отдельные части, ибо проникаешься ощущением чего-то грандиозного, великого, что воспринимается больше душой, чем умом. Хочется побыть один на один с этой красотой, впитывая в себя навеянное общим впечатлением чувство восторга, смешанного с почтением.  Видим, что еще предстоит проделать много работы по восстановлению исторических и памятных мест  устюжан. В отдельых местах состояние зданий просто плачевное. В то же время,  у нас сложилось некоторое мнение о культовых сооружениях. А теперь прочитаем отдельные ответы на вышепоставленнный вопрос.

    "Храм это освященное место, где совершается богослужение. Он может называться церковью, так как в нем во врем богослужения невидимо присутствует полнота Церкви своей благодатью. Собор – храм, где служит архиерей; лавра – большой монастырь. Церковь это единство верующих, объединенных единым исповеданием, богослужением и иерархическим устройством. По-другому, Церковь это благодать Божия, объемлющая тех, кто подчиняется благодати через веру и дела любви. РПЦ поддерживает евхаристическое общение со всеми православными поместными церквями, которые представляют собой единую Церковь. Благодатный огонь в Иерусалиме это не церемония, а великое чудо. Присутствие лиц других вероисповеданий в это время в храме не является молитвенным общением с ними".

     "Часовня - сравнительно небольшая постройка, приписанная к какой либо церкви. Она может быть посвящена какому-либо христинанскому празднику, либо просто памятному событию. В часовне нет алтаря, но службы в ней (около нее) проводятся, правда не регулярно, при этом никогда не служится литургия"

     "Собор - крупная (главная) церковь города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.)"

       "В большом городе или монастыре может быть несколько соборов".

      "В принципе, собор по размерам может и не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом праздничные) совершаются собором духовенства, т.е. в штате храма несколько священников (в идеале-12 помимо настоятеля, в образ Христа и 12-ти Апостолов). Но многочисленное духовенство бывает как правило в кафедральных соборах, в главных храмах епархии(напр. при титуле "митрополит Смоленский и Калининградский" кафедральные соборы должны быть в Смоленске и Калининграде), где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где в определенные моменты службы стоит епископ. В приходских храмах (в городских непременно) как правило, имеется выносная кафедра, обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города (особенно в наше время, после разрушения многих храмов) может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры), и священников там 2-3 (в лучшем случае). В монастыре же (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.) как правило всегда есть соборный храм".

     "Здесь принципиальные отличия Церковь имеет один придел, а значит, один купол с крестом. А храм три, пять, семь или 11, 12, а то и 13 куполов, соответственно приделов. В церкви один священник и он может служить только одну литургию. даже второй священник в том же приделе не может служить следующую литургию ( в один день) А там где несклолько приделов, скажем, три можно служить три литургии, но разными священниками. Вот это главные отличия храма от церкви ., собора"...А не кафедральность или наполненность людьми" ...

     "Собор — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения. Так, собором называют кафедральный храм ( т. е. в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ), в европейских языках сам соответствующий термин (англ. Cathedral, фр. Cathédrale, нем. Kathedrale) происходит от слова «кафедра»".

     "В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря, и имеющим особое значение храмам в столицах"

     "Наряду со зданием, где находится актуальная кафедра епископа, соборами именуются здания, где эта кафедра когда-либо была. Помимо этого, собором называется главная церковь монастыря (кафоликон в современной Греции). Необходимо заметить, что монастырский собор может являться главной церковью епархии. Помимо этого, соборами в народном благочестии часто называются большие или прославленные церковные здания".

     По Вашему мнению, в чем состоит отличие указанных понятий?  Ответ можно на форуме.

     А сейчас, предлагаем Вам познакомиться Священномучеником Иосифом (Петровых) - Митрополитом Петроградским,  нашим земляком - устюжанином.

Религия

Как часто Вы ходите в церковь

Яндекс.Метрика