Муниципальное образование Лентьевское

    Муниципальное образование Лентьевское образовано 31.12.2009г., и в него входят 23 населенных пункта. Численность населения — 1238 чел.  С 2015 года численность населения в муниципальном образовании снизилась на 82 человека.
     На территории муниципального образования проживает: 34 семьи с детьми, в том числе многодетных семей 14; количество учащихся 69, детей, посещающих детский сад - 19.

    Общая площадь земель — 115473 га.

   Муниципальное образование Лентьевское входит в состав Устюженского муниципального района Вологодской области с административным центром — д. Лентьево. Расстояние до районного центра — 20 км. Деревня расположена на слиянии двух рек: р.Чагодощи и р. Мологи.  Ближайший крупный промышленный центр г. Череповец - 120 км. Деревня находится в 0,1 км от федеральной автотрассы А-114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола».
    Муниципальное образования Лентьевское связано прямым автобусным сообщением с городами Вологда, Череповец, Санкт-Петербург, Бабаево, Чагода.

   Расположено на севере района. Граничит:

   на юге с Моденским сельским поселением, Посёлком имени Желябова, Устюженским сельским поселением,
   на юго-западе с Мезженским сельским поселением,
   на северо-западе с Дубровским и Сиучским сельскими поселениями Бабаевского района,
   на северо-востоке с Рукавицким сельским поселением Кадуйского района,
   на востоке с Коротовским сельским поселением Череповецкого района.

     На территории муниципального образования располагается несколько особо охраняемых природных территорий: государственный природный заказник «Молога», комплексный (ландшафтный) государственный природный заказник «Ванская Лука», ландшафтный заказник «Талецкий», ландшафтный заказник «Отненский», памятник природы «Косинское», геологический памятник природы «Бывальцево», памятник природы «Сернистые источники». По южной границе сельского поселения протекает река Молога. По территории протекают её левые притоки: Орёл, Чагодоща (и реки её бассейна Часовенный ручей, Мерёжа, Косинка, Бортень, Мулевская, Любосивец, Боровая, Ямная), Ваня, Шалочь (с притоками Исток, Чудской, Исток). На северо-западе из озера Грибно вытекает река Смердиль (бассейн Суды). Расположены болото Большой Мох, множество озёр (крупнейшие — Отно, Талец). Государственный природный заказники "Ванская Лука" и "Молога" расположены в юго-восточной части МО Лентьевское на берегах реки Мологи. На данные территории обладают богатым животным и растительным миром, встречаются виды животных и птиц, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Вологодской области.
    Ландшафтные заказники "Талецкий" и "Отненский" находятся в северной малоосвоенной части муниципального образования. Их территория представляет собой болота с комплексом остаточных озер и от древнего Молого-Шекснинского водоема. Всего на территории заказников находится более 53 озер, из них самые крупные - о. Талец и оз. Отно. Озера и болота на данных ландшафтных заказников имеют научное значение и являются местом отдыха и кормовой базой для перелетных плиц на пути сезонных миграций. Также болота являются ценными ягодными угодьями с обильным урожаем клюквы.

     Памятник природы "Сернистые источники" у д. Шелохачь находится северо-западнее одноименно деревни. Представляет собой восемнадцать восходящих источников, расположенных полосой вдоль реки Чагодоща на протяжении более одного километра. Воды источников относятся к типу сульфатно-гидрокарбонатных, кальциево-магниевых. Сернистые источники имеют научное и бальнеологическое значение.
    Геологический памятник природы "Косинское" находится приблизительно в трех с половиной километрах восточнее д. Мережа. Основную ценность представляет озеро Косинское, относящееся к карстовым. Озера такого типа редко встречаются на территории Устюженского района. Восточное побережье озера имеет интересное геологическое строение, там были обнаружены зубы и кости леммингов. На территории Вологодской области это вторая находка костей мелких ископаемых млекопитающих. Данная территория нуждается в дальнейшем научном изучении.

   Геологический памятник природы "Бывальцево" расположен на два с половиной километра южнее д. Бывальцево на берегу реки Чагодоща, На территории памятнику были найдены обнажения до четвертичных каменноугольных пород, которые представлены известняками беловатого и красноватого цвета. В известняках сохранилась морская фауна, как беспозвоночных, так и позвоночных животных. Геологические выходы каменноугольных известняков у д. Бывальцево соответствуют выходам этих же пород в Московской области. Обнажения пород имеют большое научное значение.

   Так как большую часть территории муниципального образования занимают болота, то населена лишь небольшая территория по берегам рек Мологи, Чагодощи, Шалочи, Мережи.

    Реки повлияли на планировочную структуру большинства населенных пунктов, улицы практически всех деревень вытянуты вдоль их берегов.

    Самые крупные населенные пункты: деревни Лентьево, Ванское и Мережа расположены на берегу реки Мологи и Чагодощи. Они являются самыми крупными производственными центрами в данной местности, в них также сосредоточены основные общественные здания, предприятия обслуживания. На территории муниципального образования Лентьевское МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа».

      Адрес: 162820 Устюженский район, д. Лентьево, ул. Советская, 26. Телефоны: 8-817-375-0228;  Факс:8 (81737) 50-228

    Руководители и сотрудники
    Карулина Лия Николаевна - глава муниципального образования Тел.:+7-817-375-0228
    Капустина Татьяна Владимировна - заместитель главы Тел.:8-817-375-0414
    КОЦАРЕВА Эльвира Назировна -  первый заместитель главы
    Нефедова Наталья Владимировна - специалист по земельным вопросам

   Тел.:8-817-375-0228 (Рабочий)
   Гашкова Галина Ивановна
   Специалист по управлению имуществом

  Тел.:8-817-375-0228 (Рабочий)

Время работы с 08.00 до 17.00. Время приема с 09.00 до 13.00., первый зам главы с 09.00 до 16.00.

Обед с 13.00 до 14.00. Среда и четверг неприемный день.

Деревни МО Лентьевское:

Деревня ЛЕНТЬЕВО (ЛЕВОНТЬЕВО).

23Фото В. Минина.
     14 июля – престольный праздник деревни Лентьево – день мучеников-бессеребрянников Косьмы и Дамиана, или попросту Кузьмин день. давным давно, д. Лентьево была cело Космадемьянское. КУЗЬМА И ДЕМЬЯН (канонич. Косма и Дамиан) - святые, которые пользовались большой популярностью у крестьян, являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), женского рукоделия, а также семейного очага, супружеского счастья и свадеб.
            Как пишет Русский Гуманитарный Энциклопедический словарь, в свадебных песнях сохранилось своеобразное обращение к Кузьме и Демьяну, которые мыслились как один человек "Кузьма-Демьян", возможно, даже женского пола.
    Заклинательное обращение для начала свадьбы обусловлено народной этимологией, осмысляющей имя "Кузьма-Демьян" как производное от "кузнеца": "Матушка Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу! Крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки". Это заклинание читалось в тот момент, когда девушку обряжали в свадебное платье
    В день Кузьмы и Демьяна, 1 ноября по старому стилю, устраивались кузьминки, праздник с вечеринкой и угощением ("братчинка").
    Кузьминки считались главным девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду (обязательно кашу), варили пиво, угощали парней; веселье продолжалось до света. В состав угощений входила курятина, поскольку Кузьма и Демьян считались "курьими богами", в курятниках либо возле них служили молебны.
      Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: "Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!"
     День Кузьмы и Демьяна был днем поминок по осени и встречи зимы. "Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на водах".
      В д. Лентьево прошло детство Виктора Павловича Синицына.
.....Благодаря усилиям местных органов власти, преподавательского состава Лентьевской школы, в деревне чтут своих ветеранов и героев. Одна из улиц названа в честь полковника МАКАРОВА Анатолия Спиридоновича, погибшего 23.02.1945 года под Львовом от руки снайпера. И сегодня проявляется забота о немногочисленных, оставшихся в живых ветеранах войны. Одним из примеров является дом (см.фотоальбом), построенный участнику войны А.И.ЯШЕНЬКИНУ.

"Мир через культуру"  Першина Полина Михайловна 9 класс МОУ "Лентьевская основная общеобразовательная школа" Д. Лентьево, ул. Солнечная, д. 7, 162820, Поисково-исследовательская работа по историческому краеведению на тему: "История деревни Лентьево". Научный руководитель: Пашкова Ольга Николаевна, руководитель школьного музея МОУ "Лентьевская основная общеобразовательная школа". Адрес: Устюженский район, Вологодская область, д.Лентьево,
ул. Советская, д. 55. Тел.: 50-432 2011-2012 г.г.

      В прошлом году я начала исследования по историческому краеведению с работы "Роль рек Мологи и Чагодощи в жизни деревни Лентьево". В ней рассказала о том, какую роль сыграли эти реки в Тихвинской водной системе и чем занималось население нашей деревни в давние времена. Начатые мною исследования я продолжила и дальше. Узнала об истории д. Лентьево, о Лентьевской церкви и её служителях, о "барской" усадьбе, в которой находится наша школа и других местных достопримечательностях.

Я люблю свою малую родину,
Каждый день вспоминаю о ней:
Этот садик с кустами смородины,
Этот дом средь лесов и полей.

Здесь меня научили хорошему:
Жизнь любить и людей уважать,
Не завидовать, верной быть прошлому
И достойно по жизни шагать.

bnhdJVs71 k

Снится мне по ночам мое Лентьево,
Много лет снится каждую ночь,
Путеводной звездой оно светится,
Я – его деревенская дочь.

Много лет я живу уже в городе,
Стала взрослою дочка моя…
Только тянет в места, что так дороги,
Устюженская наша земля.

 Валентина Кононова

76     Эта деревенская картинка знакома мне с детства. Я люблю родные места и хочу узнать о них побольше, поэтому основной целью своей работы я считаю:
    - используя историческую справку из краеведческого музея города Устюжны, воспоминания старожилов нашей деревни, изучив имеющуюся по теме литературу, рассказать об истории деревни Лентьево и её достопримечательностях.
     Опираясь на знания о прошлом, мы можем сделать своё настоящее более интересным и значимым для себя. Я считаю, что моя работа может помочь в этом.

65
      Основными задачами своей работы я определила:
     1. Вести поиск материалов, связанных с историей д. Лентьево.
     2.Собирать воспоминания старожилов, людей, заинтересованных историей нашего края.
     3. Изучить справку Устюженского краеведческого музея и литературу по теме.
     В летописи записано:
    "Год 1567 - Лентьево - починок, состоявший из трёх дворов. А жителей - то всего Якуш, Федко да Лучка, да пашни три коробьи, сена нет. А рядом красота - реки, озёра, леса, болота. Значит и жильё справить можно, и голодом не сидели. И встало на ровном месте, как на бороне, на берегах двух рек славное селение Лентьево."
     Год - 1612.
     "Пришли де к ним в Петунскую Кулигу... от Лентьева 200 человек"
    Селение захвачено и разорено отрядом польско-литовских интервентов. Жители, спасаясь бегством, нашли укромное место - "Лихое болото", там и прятались. Туда захватчик не сунется.
      Год 1628.
      Захватчиков нет, земля свободна. Селение восстановлено, однако большая часть населения уже не вернулась в родные края. Жителей всего-то 22 человека, остальные "сошли безвестно". Начиналась новая жизнь. И дома строили, охотой да рыбалкой занимались, добывали болотную руду, выплавляли железо.

92     Название Лентьево происходит от древнерусского имени-прозвища Лентий, восходящего к слову лента - "лентяй" (ленъ - ленивый+та).
     В народе бытует мнение, что название Лентьево произошло от просторечного выражения "Вон лень - та идёт" (говорили про ленивых людей).
     В 17 в. селение поменяло своё название и стало именоваться Козьмодемьянское, по названию расположенной здесь церкви. Позднее, вплоть до конца 19 века, в письменных источниках упоминаются оба названия, либо двойное Лентьево-Козьмодемьянское. В 1685 г. Лентьево-Козьмодемьянское в составе земель Нового стана было приписано к Устюжне Железопольской и стало относиться к новому административно-территориальному образованию - Устюженскому Уезду.
     В "Списке населенных мест Новогородской губернии" за 1911 г. написано: в Лентьевской волости: мужчин - 2283 человека, женщин - 2371 человек, обоего пола - 4654 человека.

    Жители занимались в основном судостроительством и судоходством, земледелием и лесным заработком." В примечаниях мы видим, что "в каждой деревне есть часовня, хлебный магазин, в Усть-Чагодоще- пристань. В Лентьеве в это время находится часовня, земская школа, почта, судоходная пристань, 2 мелочных лавки смежно с поселком и усадьбой Лентьевской."
    В 1909г. 17 мая мимо наших мест проходил пароход "Викторъ". Пассажиры увидели, что левее устья расположено село с красивой церковью на берегу Мологи." Это и была деревня Лентьево. Пристани около неё не было. Пароходы приставали прямо к берегу.
     В 1927 г. в результате реформы районирования Лентьево стало центром Лентьевского сельсовета в составе Устюженского района Ленинградской области, а с 1937г. - Вологодской области.
    В настоящее время деревня Лентьево - центр муниципального образования Лентьевское, расположена в 20 км от районного центра - города Устюжны..
     14 июля 2019 года деревне Лентьево исполнится 452 года, именно столько лет прошло с первого упоминания о ней в летописных источниках. Фактически, конечно, больше.

LaAnzQ0Ok I

  Одной из достопримечательностей нашей деревни является место, где находились 2 церкви: Козмы и Дамиана, построенная в 1690 г., и Введенская, построенная в 1818 г. "тщанием прихожан. К сожалению, от этих храмов не осталось и следа.
   Сейчас на месте их расположения поставлен поклонный крест.
  Мы побывали у старожила нашей деревни Капустина Владимира Александровича и узнали, как выглядели эти церкви, и как жили люди в то время.
    "Введенская церковь находилась на берегу р. Мологи, сделана из кирпича белого цвета по типовому проекту. Обнесена кованой оградой с кирпичными столбиками. Сначала заходишь в колокольню, на которой был большой колокол, три маленьких, шпиль. Потом- в тёплую церковь, затем в летнюю. Рядом была деревянная церковь. . В ней шли службы только в престольный праздник Козмы и Дамиана – 14 июля. На кладбище была деревянная часовня.
     Церковь обслуживала прихожан из деревень Огибь, Громошиха, Шуклино, Шелохачь, Лентьево. Служил о. Арсентий Волотский. У него были жена и семь детей. Жили в «поповском» доме на улице Набережной. Держали коров и другую живность, имелось своё поле. При церкви были сторож, псаломщик, казначей. Имелась сторожка. После разрушения церкви о. Арсения арестовали и выслали. Дети жили в Пестове.
      Внутреннее убранство церкви было богатым, много икон, два клироса, на которых пел свой хор из 15 человек. Голоса у всех были звучные, сильные.
      В 1932 г. по д. Лентьево пронесся страшный ураган. После него перепуганные жители увидели вывороченные с корнем огромные деревья, снесённые купола церкви и упавший с колокольни шпиль. В стене церкви образовалась глубокая трещина."
    Было принято решение службы не вести, церковь закрыть. 19 мая Лентьевская религиозная община указывает в заявлении директору Устюженского музея, что «храм древний, холодный, не может удовлетворять религиозных потребностей общины в осенне-зимнее время.»
    Сначала её использовали под склад, а потом разрушили. Колокольня была сделана на деревянном фундаменте из просмоленных брёвен, поэтому, сделав подкоп, фундамент подожгли. Когда фундамент сгорел, колокольня рухнула. Битый кирпич возили на дорогу (по ул. Советской) к новому мосту через р. Чагодощу. Приглашали скреппер. С его помощью сгребали остатки церкви и сельского кладбища зачастую вместе с костями. Кладбище находилось рядом с церковью (до сих пор осталось несколько могильных плит), занимало территорию до самых теперешних домов, было обнесено такой же оградой, как и церковь, а дороги не было."

008
      Много интересных мест есть в нашей деревне. Выходим на улицу Советскую. Раньше она носила название Большая. В центре этой улицы находились построенные в зеркальном отражении дома богатых судовладельцев братьев Кувагиных.
     Один из домов, построенный Андреем, сохранился до сих пор (ему более ста лет), а дом-близнец Егора Кувагина, к сожалению, сгорел. Подвалы их использовались как склады для соли и муки, запасы которых пополнялись после открытия навигации.
     На месте конторы сельпо раньше стоял большой деревянный сарай, в котором располагалось пожарное депо. Там были 2 машины с помпой, лошадь, большой колокол. В то время по деревне ходили дежурные с палкой, которую называли "дежурка". В случае опасности они должны были бить этой палкой в колокол.
    На этой же улице располагался дом и судостроителей братьев Кунихиных. После Советской власти братья были репрессированы и выселены, а дом отдан под начальную школу. В настоящее время дом вернули прежним владельцам (имеется мемориальная доска).

009
     Из воспоминаний старожила Коркина Леонида Михайловича: "На улице Большой до Великой Октябрьской Социалистической революции размещались две барские усадьбы немцев, наделенных земельными и лесными участками ещё во времена императрицы Екатерины II. Здание, в котором сейчас школа, имеет историческую ценность не только для деревни Лентьево, но и всей области.
     До 1917 года в ней была «усадьба» немцев. Я слышал от своей тёти, Натальи Федоровны, что молодая «немчура» - дети, даже не знали русского языка, а разговаривали на немецком. Кроме прекрасного здания – «барский дом», как его звали, было здание «прислуги», а внизу, вдоль берега реки Мологи, простирался «Барский сад», имевший две аллеи лип, а между ними клумбы цветов.
     Я слышал так же от своей тёти, что в левом углу «барского сада» был пруд, из которого в Мологу вытекал ручеёк, а в пруду плавали лебеди.
     От «парадного» крыльца, выходящего на юг, была устроена лестница для удобного спуска в парк на прогулку. Когда я учился в школе, то лестница тоже существовала, только уже «современная», из досок. Мы по ней в парк спускались. А в парке вдоль липовой аллеи вместо клумб с цветами были грядки с капустой, которую выращивали работники школы. Ребятишки бегали туда копать червяков для рыбалки.
     В Лентьеве до 1917 г. были три усадьбы немцев. Кроме названной, вторая, тоже сохранившаяся – теперь контора Лесничества, а третья - за рекой Чагодощей- разрушена.

644
      Как попали немцы в Лентьево и чем занимались? Об этом я почти ничего не слышал.
     По моему мнению, они были приглашены сюда ( или поселены за деньги) во времена императрицы Екатерины II. Владели лесами и «прививали» местному населению культуру лесопроизводства. От своей тёти я однажды слышал, что, показывая пальцем на делянку с аккуратно посаженными сосенками, она назвала их «посадкой немцев»."
     В статье Тюменева "От Тихвина до Весьегонска" мы прочитали, что в 1797 г. царское правительство вспомнило о водном пути на Тихвин и для окончательного исследования Тихвинской системы был послан инженер-генерал Деволантъ. Может быть, усадьба и была построена для семьи этого генерала. К сожалению, точных сведений не имеется.
     В Советское время в барской усадьбе разместили пятые-седьмые классы школы. В ней мы учимся до сих пор.
     Вторая усадьба немцев располагалась на месте современной усадьбы Лесничества. В одном из зданий этой усадьбы в 1946 г. была организована школа лесников по программе техникума. Её закончили многие наши земляки, в том числе Евстигнеев Борис Иванович, который сорок лет возглавлял Лентьевское лесничество. Он имеет правительственные награды, в том числе орден Ленина.
     В 50-х годах в Лентьевском лесничестве действовала шишкосушильня. Заготовленные семена деревьев отправлялись по всей России и в Финляндию. Работал цех по изготовлению кровельной щепы, которой крыли крыши во всех близлежащих деревнях. По берегу реки Мологи находилось несколько грибоварен, в которых заготавливали собранные населением грибы и ягоды и отправляли их в республики Прибалтики.

67     Раньше улицы нашей деревни носили очень интересные названия: Большая, Средняя,
     Задняя (или Козья), Курмыш (пренебрежительное название), Сахалинская.
    С названием последней улицы связано несколько легенд. Первая: Сахалином эту часть деревни назвали за удалённость от центра села, за пески на дороге и малочисленность жителей. Вторая легенда: когда -то здесь жил беглый каторжник Батаруев. В его доме, которому более 140 лет, сейчас находится фельшерско-акушерский пункт. Подлинной историей является то, что в 1840 г. в деревне Лентьево случился сильный пожар. Выгорела большая часть деревни и люди стали селиться на дальних землях, которые называли Сакалин (Сахалин). При переименовании улиц название Сахалинская решили оставить. О названиях новых улиц мы расскажем в следующей работе.
    На перекрестке нынешних улиц Сахалинская и Советская в 1879 г. Устюженским уездным земством была открыта земская школа. Попечителем Лентьеской школы был избран крестьянин Тимофей Иванович Карпушев.
   В истории деревни Лентьево, несомненно, есть ещё белые пятна, есть простор для исследований,но уже сейчас можно сказать, что:
     1. История деревни имеет древние корни.
    2. Лентьевские жители не оправдывали "ленивое" название деревни. Умели трудиться и на земле, и в ремёслах были сильны.

63      Фото М. Савина
    3. До сих пор сохранились некоторые достопримечательности. А то, что было разрушено, сохранилось в памяти людей.
Начатые мной исследования могут быть продолжены и дальше. Интересно рассказать о судьбах наших земляков, о их занятиях, о развитии колхоза и совхоза "Устюженский", о пионерской организации нашей школы и многом другом.

79
       Деревня ВАНСКОЕ – деревня Лентьевского МО, расположенная в 2 км от с. Модно и в 40 км от районного центра г. Устюжна. Ближайший крупный промышленный центр г. Череповец – 100 км. Деревня находится в 0,5 км от федеральной трассы А-114, Вологда – Новая Ладога.

ima53geФото В. Минина
    Упоминается в документах середины XVI в.: «...д. Ванско, пашни перелогом и отхожею пашнею, что на Звериной луке, двенадцать четей; сена на оз. Ванске, по обе стороны Мологи, сто семьдесят копен». Деревня и озеро получили название по р. Вана, протекающей в районе. Гидроним восходит к слову вана – 'заливной сенокос', 'озерко в русле реки' (К.СТЭ), заимствованному из финно-угорских языков: в фин. vana – 'след, тропа, полоса, русло реки', карел, ливв. vaпи – 'полынья', 'глубокое русло реки', вепс. vana – 'овраг'. В севернорусских говорах вана – 'полынья' (Ф, I, 271). На русской почве финский географический термин осложнился суффиксом -с/с.·
    По данным Писцовой книги станов и волостей Устюжны Железнопольской 1628 – 1630 гг в д. Ванское было шесть крестьянских дворов, в которых проживало 27 лиц мужского пола (женщины не указаны). Среди жителей деревни того периода известны фамилии Клементьевых, Ананиных, Ванюковых, Никитиных и Болтуновых.
До отмены крепостного права Ванские крестьяне принадлежали помещикам Титовым , позднее местные земли находились с общинном владении жителей деревни. Известно также, что Ванское входило в приход храма Преображения Господня с.Модно.
     В 1885 году земские статистики зафиксировали в Ванском 178 крестьянских домов с количеством жителей более 700 человек, в том числе в возрасте от 18 до 60 лет - 445 человек, а детей до 18 лет – 218 человек. В это время ванские крестьяне имели в наделах в общей сложности около 2700 десятин земли, на которых сеяли рожь и овес. В местных хозяйствах было 134 лошади, 155 единиц крупного рогатого скота , 70 свиней, овец и коз. В качестве приработков ванские крестьяне занимались гонкой судов, а также ковали на продажу гвозди в 15 сельских кузницах. Зажиточные жители содержали в деревне три лавки-магазина, где торговали различной, необходимой в хозяйстве мелочью – нитками, булавками, дешевой мануфактурой, посудой, солью, спичками и т.д.
      В послереволюционный период в Ванском было организовано сельскохозяйственное товарищество, которое занималось кожевенным производством. Кроме того, по данным кустарно-промышленной переписи, проведенной в Устюженском районе в 1930 году, в деревне было пять ремесленников. Житель Ванского Илья Фадеев занимался кузнечным производством, Иван Кузьмич Гршенин и Петр Петрович Евсин – кожевенно-обувным, Кузьма Иванович Малов и Андрей Степанович Поздняков – мукомольно-крупяным и маслобойным.
     В апреле 1933 года в Ванском был создан колхоз. К 1941 году Ванское было центром Ванского сельского совета объединяющего три колхоза. Позднее, при укрупнении они слились в одно хозяйство – колхоз «Красный Утро». Ванский сельсовет был ликвидирован в 1954 году, а его земли вошли в состав Моденского сельсовета. В 2006г. д.Ванское вошла в состав Лентьевского муниципального образования.
      В 1,5 км. от д. Ванское протекает река Молога, образуя по берегам живописные места. Поэтому земли в районе д.Ванское скупаются под строительство дач, в основном жителями г.Череповца.
     Ни промыслового ни судоходного значения река не имеет. Рыбалкой занимается местное население для собственного потребления. На заливных лугах и в урочище заготавливают сено. Летом по реке сплавляется много туристов на байдарках, останавливаясь у берега реки.
    По географическому положению д.Ванское занимает очень выгодное положение, так как находится на федеральной трассе Вологда – Новая Ладога. Туристы, да и просто желающих посмотреть что-то новое и интересное, могут легко попасть в д.Ванское. Очень обожают Ванское рыбаки.

ima54ge
   В современный период среди специалистов Ванское - известно как одно из самых крупных в регионе местообитаний дуба. В округе д.Ванское находится природный заказник под названием «Ванская Лука».

деревня Громошиха,

Фото В. Минина
      Деревня ГРОМОШИХА. В начале XVII в. в источниках упоминается пустошь Громошибла: «...пустошь Громошибла лесом поросла». Изменение морфологической структуры слова связано с активизацией словообразовательной топонимической модели с суффиксом -иха.

ima33ge

   Фото В. Минина

По переписи 1897 года в деревне было 97 жилых строений, в которых проживало 380 чел. В 2-3х верстах были 2 школы, 2 пристани, 2 почтовых учреждения, 3 церкви. В Писцовой книге станов и волостей Устюжны Железопольской 1628-1630 годов в записи № 147 упоминается «дер. Лентьево на реке на Мологе», в той же записи о Громошихе говорится следующее: «№ 147. Да к дер. Лентьеве на реке на Чагодоще на луговом бору починок Громошибля порос большим лесом. А к тому починку земля от реки от Чагодощи вверх по реке по Мологе до усть речки Орла....».

HYy3fVBHapQ

         В описании четко сказано «на реке Чагодоще». На карте 1847 года и современных картах Громошиха обозначена левее устья Чагодощи, ближе к деревне Огиби и реке Мологе. Местные жители рассказывают легенду о том, что деревню переносили на новое место трижды. Второе местоположение деревни было на слиянии рек Чагодощи и Мологи (на старых картах на этом месте указана Усть-Чагодощенская пристань). Первое же место было примерно в 2 км севернее «на берегу Чагодощи напротив какой то деревни». Легенда это или достоверные факты – неизвестно. Но, это может быть, косвенно связано с названием деревни Громошиха (Громошибля). Места на вершинах холмов, куда часто попадали («шибали») молнии, у русских язычников посвящались богу грозы Перуну. Деревня, возникшая на подобном месте и получила характерное название Громошибля, которое затем упростилось до Громошихи.

221

  Автор неизвестен

       Деревня стоит на высоком левом берегу реки Мологи чуть выше впадения в нее Чагодощи. Впервые в памятниках письменности деревня с названием в форме Громошибля упоминается еще в писцовой книге 1567 года.

    В деревне была часовня, «хлебо-запасный магазин», мелочные лавки. Жители занимались в основном судостроительством и судоходством, земледелием и «лесным заработком», рядом в Усть-Чагоде была пристань. В ближайшем селе Лентьево в это время находились церкви, земская школа, почта, 2 мелочных лавки.
   OrMSDjqbhKQ Уроженец деревни Громошиха Иван Егорович Ершов в годы I Мировой войны служил разведчиком и отличился такой изобретательностью и храбростью, что за один военный год заслужил две награды – Георгиевскую медаль и Георгиевский крест.

      За боевые заслуги простой крестьянин был приглашен на обед к царю Николаю II. В ежегодный День Георгиевских кавалеров 26 ноября, учрежденный еще Екатериной II, Иван Ершов посетил столичный Народный дом, где Николай II устраивал обед для отличившихся солдат. На память каждый из присутствующих получил особый подарок – столовый прибор с рисунком, изображавшим георгиевскую ленту. И.Е. Ершов вернулся с войны тяжело больным человеком и умер в 1924 году на 45 году жизни.

По переписи 2002 года население деревни – 96 человек, в 2010 – 56 чел.
     В настоящее время это небольшая деревня, в четыре улицы: Центральная, Космонавтов, Садовая и Березовая, на которых располагаются более 70 домов. Большинство из жителей деревни – дачники.
      Интересные факты:
   - для справки (энциклоп. словарь Брокгауза и Ефрона) : черносошные крестьяне или черные тяглые люди государевы крестьяне — класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т.е. невладельческой земле. Черносошные крестьяне пользовались землей только как члены общины, на одном и том же участке крестьянин мог сидеть целую жизнь и передавал его наследникам, но с условием, чтобы они считались членами общины).
    - починок в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения, нередко починок мог быть выселком из деревни размером в один двор (нередко обустраиваемым на месте расчистки либо выжига в лесу, поскольку обработка такой земли позволяла достичь хорошей урожайности).
    - по утверждениям некоторых исследователей названия поселений с суффиксом -их(а) связывают с местами расселения старообрядцев.     

i67ge

Фото М. Савина
      В советское время значительное количество жителей деревни составляли переселенцы из района затопления водами Рыбинского водохранилища.
i32geФото М. Савина


     Живописная деревня, в майское время вся в черемухе и сирени, стоит на берегу реки Молога, напротив поселка им. Желябова. Поблизости (1 км) место впадения реки Чагодоща в Мологу. 

ima35ge

Фото М. Савина

  Возводятся новоделы. Имеется магазин, Храм преподобного Сергия Радонежского с колокольней, построенные общими усилиями местных жителей. 

    Настоятель Храма Иеромонах Евфросин, в миру Евгений Румянцев. Ныне часовня поддерживается семьей Румянцевых, Л.П.Ершовым и другими жителями деревни.

im67age

     Фото М. Савина

        В 1 км от Громошихи проходит федеральная трасса А  -114 - Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола». Устойчиво работает связь МТС, МЕГАФОН. В лесу - грибы, ягоды. Пользуется популярностью у горожан.

im35ageФото М. Савина
   Особенно много народу собирается ежегодно 18 июля на традиционный праздник деревни Серьгиев день. Всегда находится инициативная группа, организующая на берегу реки Мологи деревенские гуляния. Играет музыка, поются под гармошку песни.

ima45geФото М. Савина

     Распространенные фамилии: Драницыны, Ершовы, Гороховы, Савины.

im36ge

   Фото М. Савина

    Деревня ОГИБЬ.

     Основана в конце XVI в. Владел ею сначала Борис Годунов, после его смерти – Михаил Нагово, затем сибирский царевич Араслан, потом думный дьяк П. Третьяков. Название по местоположению. Имя существительное огибь в древнерусском языке обозначало 'крутой изгиб берега, колено реки' (КДРС). Деревня, возникшая на излучине реки, стала именоваться Огибью.

    деревня Порослово

Памяти летчика Кравцова Ф.Т., погибшего в авиакатастрофе в 1942г. вблизи д. Порослово. Похоронен там же.
Всей деревней искали. В лесу нашли
У рухнувшего самолёта.
Подростки и женщины тихо несли,
Разбитое тело пилота.
Смотрели печально в лицо молодое,
Роняя скупые слова:
"Лицо не разбито, лицо, как живое,
И только у глаз синева".
Плотно закрыты синие очи,
Тихо носилки плывут.
Женщины плачут: "Скажи, сыночек,
Родные-то где живут?
Где дом твой? Где мама тебя ожидает?
Вещует ли сердце твоей жене,
Что ты отходил по родимой земле,
Иль горького горя не чает?"
Не дрогнули веки, молчали уста,
Лишь мрамором щёки белели.
Да ветер весенний шуршал в кустах
Да сосны печально шумели.
В деревне скорбную ношу
Внесли осторожно в дом,
И по старинному, по хорошему,
Заупокойный пропели псалом.
Словно сына его обрядили,
В красный угол на стол положили
И зарыдали. На нас не сетуй,
Незнакомый чуж-чужанин.
У нас не спросил ты совета...
И долгую ночь до рассвета
сидели над гробом они.
При слабом мерцании лампадки
Читали божественный стих...
Суровая доля солдатки,
Витала над каждой из них.
Война никого не щадила,
В конвертах простого формата,
С бедой в каждый дом приходила
Посмертная слава солдата.
Трёхкратный залп по тишине ударил
И тишину, как парус, разорвал.
Молитву чьи-то губы прошептали,
Листок с березы на песок упал.
Упал листок, кусочком малахита
Блеснул на свежевырытом песке.
Друзья погибшего не плакали открыто,
Склонили головы в немой тоске.
Над холмиком, голов не покрывая,
Недолго постояли и ушли...
Друзей ждала военная страда.
Мать далеко, она ещё не знает,
И злые вести до супруги не дошли
Дни уходили. Пролетали годы....
Над обелиском красная звезда.
Много на нашей земле обелисков
Увенчанных красной звездой!
На них невернувшие скорбные списки
Начертаны скорбной рукой.
То павшим героям великая Тризна,
Как вечный огонь над могилой горит.
То подвиг великий славит Отчизна
Ничто не забыто, Никто не забыт!!!
   Деревня  Понизовье

ima34geФото В. Минина

    Понизовье — деревня в Устюженском районе Вологодской области.

   Входит в состав Лентьевского сельского поселения, с точки зрения административно-территориального деления — в Лентьевский сельсовет.

   Расположена на левом берегу реки Шалочь. Расстояние по автодороге до районного центра Устюжны — 33 км, до центра муниципального образования деревни Лентьево — 11 км. Ближайшие населённые пункты — Пожарки, Сысоево, Шалочь.

   По переписи 2002 года население — 49 человек (24 мужчины, 25 женщин). Всё население — русские.

   Деревянная Георгиевская церковь в деревне Понизовье — памятник архитектуры. 

im61age

Фото В. Минина

        Деревня Попчиха

     Название дано по социальному положению жителей: церковное селение, первопоселенцами которого были лица духовного звания.

      Деревня Зимник

    Зимник - деревня «что был починок Зимник на реке на Шалче» (XVII в.), название ее восходит к слову зимница, обозначавшему в древней Руси ‘место зимнего временного поселения в лесу, в поле; зимовье’. Деревня, возникшая рядом с зимовьем (зимницей), получила такое же название.

Староречье
Сысоево
Хотыль

Деревня Шалочь

     Шалочь - леревня на одноименной реке река на северо-востоке Устюженского уезда, левый приток  Мологи.
    Упоминается в писцовой книге 1628-30 — «на речке на Шалче». Возможные значения: «гладкий, ровный», «место жилья; ровная площадь вокруг жилищ», «сглаживать». Шалочь (из *Шал/ач?) протекает среди обширных болот в междуречье Мологи и Суды. Известно русское диалектное слово гладь - «ровное, залитое водой болото".

ima59geФото Т. Корниловой

im12age
    Фото В. Минина

  Деревня  Шелохачь 

"...Сероводородные источники? Конечно, знаю! Тут они, рядышком. Как пройдешь ручеек да Сосновый горбанчик (это у нас так холм с соснами называют), тут они в траве и примостились. Летом некоторые из них, что поменьше, пересыхают. Только запах и остается. А самый главный источник всегда ключом бьет. Он в ольховых кустах, что в Коровьей ноге растет, спрятался. Что за нога? А там у Чагодощи излучина. А на берегу еще железки сохранились. Лет 20 назад, после весеннего половодья, в главный источник брошенный паром затянуло. Его остов до сих пор в кустах виднеется...."

2

         Автор Алексей Землянкин

Деревня Шуклино.

ЧУДЕСА ЗЕМЛИ УСТЮЖЕНСКОЙ (Газета Вперед, август 2010г.)
    "В это раз нас ждала небольшая деревенька Шуклино в Лентьевском муниципальном образовании...
    Дорога наша лежит через деревню Порослово, совсем небольшое поселение, но имеющее дома с красивыми резными наличниками, заборы с интересными украшениями, а также поразивший нас дом из огромных брёвен, в котором, по словам местных жителей, раньше было правление колхоза. Сейчас он стоит заброшенный, но, видимо, простоит ещё очень и очень долго: раньше делали на века! Очень интересно, кому он принадлежит?
    Едем дальше. От Порослова примерно пять километров. И вот мы на месте. Деревня Шуклино, одной из особенностей которой является то, что до сих пор люди живут там без электричества! А мы-то, идя по улочке, думали: чего же не хватает? Электрических столбов! А теперь о более древнем...
     Устюженская деревня Шуклино получила своё название от мужского имени Шукля. Это имя имело тюркские корни и в переводе на русский означало «обладающий красивыми ресницами». Впрочем, Шуклино имело и второе название – Грива. Оно указывало на то, что поселение было основано на поросшей лесом возвышенности или холме.
То, что деревня на возвышенности, мы не заметили, но, может быть, это оттого, что больше мы смотрели на другое...Домов немного, но тянется улица на большое расстояние, потому что у каждого дома огромная территория, свой маленький лесок... По всей улице – сирень, сирень, сирень...Оказывается, сирень, а так же липы, которых мы в округе увидели тоже очень много (есть даже липовая аллея), садил живший раньше в деревне помещик, фамилию которого как ни пыталась вспомнить одна из старейшин, так и не смогла...А звали его Григорий Семёнович Константинов.
    Депутат 2 Государственной Думы Григорий Семёнович Константинов являлся гласным Устюженского уездного земского собрания, членом землеустроительной комиссии в Устюжне и присяжным поверенным в г.Рыбинске. В конце XIX века он владел усадьбой Шуклино в Лентьевской волости и имел собственный дом на правой набережной Мологи в Устюжне. Местные жители также утверждают, что в Шуклино была у него пекарня.
      В Устюженском уезде благотворительная и просветительская деятельность семьи Константиновых была широко известна. В 1910 году, например, Григорий Семёнович открыл в Шуклино первую в крае сельскохозяйственную школу для девочек 14-17 лет, пожертвовав для этих целей собственный двухэтажный каменный особняк. Константиновы полностью содержали школу, где крестьянские дети в течение двух лет с помощью опытных педагогов изучали секреты садоводства, огородничества, пчеловодства и маслоделия.
     Очень жаль, что от той усадьбы и школы не осталось ни камня...Кто всё разрушил, зачем и когда, мы так и не смогли узнать...
     Зато мы полюбовались на каким-то чудом уцелевшую (пусть и наполовину) деревянную церковь. В очередной раз нельзя не отметить, что сделана она была качественно и из хорошего дерева! Позже, обращаясь к источникам, узнаём, что это Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1900 году (приписанная к Чирецкому приходу). Местные жители вспоминают, что в лесу есть место – «попов дом», где раньше жил батюшка этой церкви. Сейчас там остались только две ямы. Почему так далеко от места служения? Да чтобы, идя в церковь, оставить всё мирское по дороге...
    И, наконец, нельзя упомянуть ещё одну достопримечательность деревни – огромный кедр прямо при въезде в деревню! Столетний, говорят, но кто знает, может, и в разы старше, ведь о его истории тоже не удалось ничего выяснить. Величественный, высокий, руками не обхватить (проверено на себе), обладающий какой-то необъяснимой энергией – красота и сила одним, нет, двумя словами!
     Вот и подошло к концу очередное приключение, но, даже не оставляя монетку в деревне Шуклино, почему-то тянет туда, хочется вернуться... Хоть там и нет света, а значит, и телевизоров, компьютеров, телефонов, но есть какая-то тайна, неизвестность, в которую хочется окунуться ещё раз. Ещё раз взглянуть и прикоснуться, узнать всё до конца, ведь так не просто.

   Бывальцево — деревня в Устюженском районе Вологодской области.

ima6ge

Фото В. Минина

     Входит в состав Лентьевского сельского поселения (с 1 января 2006 года по 9 апреля 2009 года входила в Мерёжское сельское поселение), с точки зрения административно-территориального деления — в Мерёжский сельсовет.

     Расположена на берегу Часовенного ручья (притока Чагодощи). Расстояние до районного центра Устюжны по автодороге — 50 км, до центра муниципального образования деревни Лентьево по прямой — 23 км. Ближайший населённый пункт — Мерёжа.

2iSE6KRVCRo

    По переписи 2002 года население — 24 человека (11 мужчин, 13 женщин). Всё население — русские.

     Деревня расположена на берегу Часовенного ручья (левого притока Чагодощи). В писцовой книге 1628-1630 гг : "№ 113. Дер. Бывальцово, а Даргасово то ж на озере на Железном. ... Сена по реке по Чагодоще пожня Наструг, да на болоте, да на Коняеве, да на Суневе, да на Вежене, да по речке по Меречке на Клочухе, да на Симановой 10 к.". Интересный момент - деревня Бывальцево упоминается вместе с озером Железным. На карте такого озера нет, но видно, что деревня стоит на возвышенности, и, возможно, когда -то здесь было озеро. 

     "В статьях об истории Устюжны отмечается, что к северу, востоку и западу от нее простиралось огромное Железное Поле, место добычи и обработки болотной железной руды. На десятки, на сотни верст раскинулись леса, болота, озера и редкие среди них деревни. И в каждой из них в летнее время в прошлом добывалась железная руда, переплавлялась в домницах в полуфабрикат — крицы и доставлялась в кузницы Устюжны для переработки в железо, ядра и другие виды оружия. Железная Дубровка, что за Котовым и Бывальцевым (деревня на севере Устюженского района), входившая ранее в Устюженский уезд, давала 20 процентов всего сырья. ". Возможно, именно поэтому озеро носило название Железное и было когда-то местом добычи железной руды. Попробуем разобраться с названием Даргасово (хотя сейчас оно уже не используется). Ю. И. Чайкина в "Словаре географических названий Вологодской области" так объясняет похожее название деревни ДАРГУН, д. Ирдоматского с/с Череповецкого р-на. Название финно-угорского происхождения: возможно от вепсского tarh ‘небольшой участок, обычно обильный ягодами, грибами, травой’ или torh ‘сырой, влажный’. И та и другая версия подходит и в настоящее время.
     Теперь попробуем объяснить современное название деревни - Бывальцево. В интернете нашелся интересный исчерпывающий анализ происхождения фамилии Бывальцев. Приводим его полностью: "Исследование истории возникновения фамилии Бывальцева открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом. Фамилия Бывальцева относится к распространенному типу славянских семейных именований, образованных от личных прозвищ. У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить человека в обществе. В качестве источников могли использоваться: указание на род занятий, на особенности характера или внешности человека, на местность, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах. Исследуемая фамилия восходит к прозвищу дальнего предка по мужской линии Бывалец, которое образовано от аналогичного нарицательного. В лексике древнерусских говоров словом «бывалец» называли «опытного человека, много повидавшего и испытавшего». Таким образом, прозвание Бывалец, очевидно, прикрепилось к умудренному в житейских вопросах, прошедшему через тяжелые жизненные испытания человеку, к которому многие обращались за советом. Кроме того, вероятно, Бывальцем могли называть опытного мастера-ремесленника его ученики, подмастерья.
      Впрочем, не исключено, что фамилия Бывальцевых происходит от древнейшей формы славянских прозвищ, образованных от географического названия местности, выходцем из которой являлся один из предков. В таком случае, возможно, фамильное прозвание могло закрепиться за уроженцем деревни Бывалка или Бывалицы Смоленской области либо же селения Бывальцево Вологодской области.
     Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе, имени или прозвищу отца, суффиксов -ов/-ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имен. По своему происхождению такие именования являлись притяжательными прилагательными, отчествами. При этом суффикс -ов/-ев прибавлялся к основам на согласный или -о, а фамилии на -ин образовывались от имен и прозвищ, оканчивавшихся на -а/-я. Таким образом, потомки человека, носившего именование Бывалец, могли получить наследуемую фамилию Бывальцевы. В исторических документах значатся ранние упоминания этой фамилии (возможно, еще отчества): Бывальцев Феодосий, ростовский владыка, с 1461 г. митрополит; Авраам Бывальцев, 1440 г., Углич и другие.
      Когда и где именно прозвание предка легло в основу передаваемой по наследству фамилии, сегодня сложно сказать однозначно, так как процесс формирования русских родовых имен длился столетиями. Однако несомненно, фамилия Бывальцева является замечательным памятником славянской письменности и культуры.
   Осталось название ручья Часовенный. Предположение одно - возможно, когда-то в деревнях (тогда эти деревни были центром Железного поля) на ручье стояла часовня, отсюда и название. Подтвердить эту версию нам пока не удалось.

    В деревне родился Герой Советского Союза Александр Мельников.

Деревня Мережа.

im85age

Фото М. Мурашовой

    Входит в состав Лентьевского сельского поселения (с 1 января 2006 года по 9 апреля 2009 года была центром Мерёжского сельского поселения), с точки зрения административно-территориального деления — центр Мерёжского сельсовета.

     Деревня Орел.

     В Писцовой книге 1628-1630 гг "№ 119. Приселок Орел. Погост на речке на Орле, а на погосте храм Николы Чудотворца древян клетцки стоит пуст без пения. А в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола, и .все церковное строение тутошних приходных людей. А на погосте 2 двора церковных пустых. Пашни лесом поросло худые земли 3 ч. в поле, а в дву по тому ж. Сена на речке на Орле 10 к." Ю.И. Чайкина в своем "Словаре географических названий Вологодской области" указывает на то, что название деревни восходит к древнерусскому мужскому личному имени Орел, распространенному на Руси. Новгородский крестьянин Микулка Орел упоминается, например, в источниках конца XV в. В "Словаре древнерусских личных собственных имен" Н. М. Туликова (с. 291) приводится значительное количество лиц с этим именем.
    Река Орёл (на некоторых картах - Орлак) является левым притоком Мологи. Перед впадением в Мологу река пересекает длинную песчаную возвышенность, или рель, делая большую излучину. Русское слово «рель» имеет значение «наносная, наволочная гряда в воде, вдоль берега, но в расстоянии от него, так что между релью и берегом стоит вода» или «гривка, сухая полоса холмом, или гребнем, среди болота; кряжистый мысок, при слиянии двух речек». Что первично, название реки или деревни, остается только догадываться...
     По дороге Орел - Мережа, пересекаем ручей Бортень, слева от дороги расположена деревня Вешки.
     Бортень – ручей на севере Устюженского района, правый приток Чагодощи. Название скорее всего происходит от слова «борть» - «дуплястое дерево, в котором водятся пчелы», «бортень» - «улей, колода», от названия занятия местного населения в старину бортничеством или пчеловодством. В своей книге "Старинная Устюжна " Е. Воротынцева пишет "По данным 1849 года в Устюженском уезде насчитывалось 850 ульев, из которых добывали до 235 пудов меда и до 400 пудов воска.
     Занятие местных жителей пчеловодством и бортничеством оставило свой след и в топонимике края». Еще один вариант происхождения названия - рус. диал. слово бортина - «сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте» [Словарь вологодских говоров], и ручей Бортень течет как раз среди соснового леса.
    Деревня Вешки. Упоминается в писцовой книге 1628-1630 гг ..полдеревни Мережки. Да к ней же припущено в пашню пустошь, что был починок Вяшки .. А озерка и заводи и всякие угодья вопче с розными помещики..." В деревне протекает ручей Вялей, правый приток Чагодощи. Название можно было бы объяснить значением «слабый, лишенный бодрости, энергии». Местные жители, наоборот, подчеркивают тот факт, что ручей очень бурный (особенно весной) и сильно петляет по местности.
     Название деревни и ручья созвучно, особенно то, которое приводится в Писцовой книге (Вяшки- Вялей). В словарях русского языка приводится слово вешка, что означает "шест в поле для указания границы земельного участка". Возможно деревня Вешки и находилась на границе владений.
     Деревня Мережа. Упоминается в Писцовой книге."  Да за ним же в приселке Орле полдер. Мережи на речке на Мереже ..".
    Река Мережа, правый приток Чагодощи. В писцовой книге 1628-30 - «на речке на Мереже». Название реки, скорее всего, от финского merta, эстонского morel, карельского merda и наконец вепсского merd - «верша, ловушка на рыбу». Сюда же относится и русское диал. мережа - «рыболовный снаряд, представляющий собой конусообразную сеть с обручами, числом до семи». Мережами ловили в течение всего года щук, плотву, окуней, лещей. Е.В. Воротынцева в "Старинной Устюжне" об этом промысле пишет следующее: "Промысловики использовали другие снасти. Одной из их разновидностей являлись вентери или, как их называли местные рыбаки, ветери, вятери, вёрши. Вёрши были двух видов. Одни, сплетенные из ивовых прутьев, реже дранки, называли корбусами или кужами. Другие, в виде сетчатых кошелей на прутяных обручах, именовали мерёжами. Кстати, именно они дали название одной из устюженских деревень – Мерёжа.
   Куж – корзинка-воронка с очень узкой горловиной, войдя в которую рыба, как правило, не могла уже выйти обратно. «Вятерь (куж – Е.В.), как корзину плели; рыба идет встречь воды, заходит в небольшую дырку, там и остается», - рассказывал один из местных рыбаков. Чтобы заставить рыбу придти в эту ловушку, на неглубоких и узких местах рек делали стены-заездки, для чего в дно вбивали колья, скрепляли их горизонтальными жердями и переплетали еловыми ветками, оставляя небольшие проходы. В эти проходы и устанавливали верши. Иногда они имели дополнительные сетки-крылья и назывались кужами-крылёнами, либо заколами (заколычами). Старые рыбаки рассказывали: «Заколы, как кужа, с крыльям[и], только заколот сам большой и крылья большие». «Когда хорошо шла рыба, дак ловили заколычами; они большущие, на мережу похожи».

ima86ge

  Автор Е. Коваленко.

   Расположена на берегах реки Мерёжа при её впадении в Чагодощу. Расстояние до районного центра Устюжны по автодороге — 35 км, до центра муниципального образования деревни Лентьево по прямой — 14 км.

ima89ge

   Фото Е.Коваленко

   Ближайшие населённые пункты — Вешки, Окулово, Орёл.

ima87ge

    Автор Е. Коваленко.

   По переписи 2002 года население — 131 человек (57 мужчин, 74 женщины). Преобладающая национальность — русские (98 %)

  деревня Вешки, деревня Глины, деревня Горка,  деревня Зимник, посёлок Колоколец, 

  деревня Окулово, хутор Пожарки,   посёлок Староречье, деревня Сысоево, деревня Хотыль, деревня Шуклино.

Всего 23 деревни, 2 поселка и один хутор.

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск