Кузнечное дело

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кузнечная скань
Нельзя не сказать еще об одном, пока недостаточно изученном направлении в развитии кузнечного дела - проникновении в него элементов художественного творчества. Во многих музеях страны, в том числе и в Устюженском, хранятся образцы кузнечного искусства. Многие годы занимался изучением кузнечного ремесла и проводил археологические работы в Устюженском районе А. В. Никитин. Результатом этой долголетней работы стала книга «Русское кузнечное ремесло XVI - XVII вв. », многие страницы которой посвящены Устюжне.
Описание технологии, примеры кузнечного искусства взяты из V главы этой монографии – «Кузнечные изделия XVI - XVII вв. Техника изготовления. Украшение кузнечных изделий».
Именно А. В. Никитин вводит термин «кузнечная скань». Это - заимствованная из ювелирного дела оригинальная техника украшения кузнечных изделий, высшая степень проявления кузнечного мастерства.
В XVI - XVII веках украшение кузнечных изделий стало частью художественной традиции. Орнаментация изделий из черных металлов проникла не только в бытовые предметы, но и в орудия труда.
Ее можно разделить на два типа - с плоским и с объемным орнаментом. Плоский орнамент наносился на поверхность изделий, покрывал свободное пространство в виде геометрического или растительного узора. Орнамент выполнялся в виде сплошной (прерывистой) линии или точек. Для этого использовали зубило или керн. Зачастую точечный орнамент сочетался с линейным, что позволяло создавать многочисленные варианты. Эта техника не требовала специальной подготовки, была доступна практически любому кузнецу. Но использовались и специально изготовленные штампы (пунсоны), с помощью которых на металл наносили сложные фигуры - круги, звездочки, треугольники, волнистые, параллельные линии и т.д. Применяли и другие более сложные приемы украшения кузнечных изделий - просечную технику и выдавливание.
Такое сочетание ряда технических приемов было доступно только высококвалифицированным кузнецам, поднимавшимся в своем мастерстве до уровня искусства. Плоскостной орнамент был наиболее распространен. Им украшали пушки, решетки и двери, замки и ключи, иногда сельскохозяйственные орудия.
Более сложным в техническом отношении был объемный орнамент, особенно «кузнечная скань». Как и в ювелирных сканных украшениях, на изделии предварительно намечался рисунок. Затем из отдельных элементов - узких полосок черного металла, прямоугольных планок, кругов, треугольников или отдельных их частей - складывался орнамент. В подавляющем большинстве «кузнечная скань» выкладывалась мастером так, что создавала устойчивую систему опирающихся друг на друга элементов. Для закрепления узора кузнецы применяли пайку, используя в качестве припоя медь.
При этом получали узор, технологически близкий к сканному, но несколько грубее и проще. Проще он был не только потому, что украшал такие повседневные вещи, как замки и ключи, но и вследствие меньшей гибкости черного металла и трудности пайки.
В фондах Устюженского краеведческого музея хранится ряд экспонатов, которые с полным основанием можно отнести к вершинам кузнечного искусства.
Один из них А. В. Никитин описывает так:
«К одному из примечательных образцов высокой техники «кузнечной скани» относится замок из Устюженского музея. Тулово украшено прямыми пластинами в сочетании с кругами по краям. Торец с отверстием для ключа прикрыт планкой, орнаментирован кругами и обрамлен по краям зигзагообразными линиями. Но самым примечательным в этом замке можно считать украшение верхней части тулова. В квадратном углублении, в центре, находится круг, по углам к нему примыкают меньшие кружки; опираясь друг на друга, они составляют жесткую систему. Кроме того, по сторонам к основному кругу примыкают четыре меньших, давая ему дополнительную опору, что ... увеличивало устойчивость скани. В большом круге помещена ... розетка, построенная из планок с распорными дугами на концах ...» .

МАСТЕРА КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА В УСТЮЖНЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ!
Слава о мастерстве устюженских кузнецов распространилась по многим городам государства российского. Мастера тонкого кузнечного дела все больше стали привлекать внимание правительства. XVII век был периодом больших государственных заказов на изготовление пушек, ядер, саперного инструмента для армии.
Но не только вооружение ковалось в Устюжне. В сентябре 1630 года устюженские кузнецы получили от правительства заказ на изготовление 9 опускных решеток (2 решетки для Спасских ворот в Китай-городе, 2 - для Трехсвятских ворот, что к Москве-реке, по 1 решетке к Петровским, Арбатским, Яузским воротам, а также к воротам Белого государева города и государевой мельнице). Решетки различные, но все огромных размеров. Так, к Трехсвятским воротам решетка должна была иметь 21 полосу, каждая длиной в 6 сажен, и 38 поперечных полос, длиной по 3 сажени без чети (1 сажень равна 2,13 метра).



Работа мастера кузнечного дела Алексея Землянкина.
Принимаются заказы на изготовление подобной скамейки для дома и дачи!

Кузнецы стали ковать большое количество огромных по размерам пивных котлов, объемом в 100 ведер и весом до 25 пудов. По данным конца XVII - начала XVIII века, было изготовлено более тысячи таких котлов, не считая мелких. Десятками тысяч ковались сковороды, сотнями тысяч - гвозди разных размеров.



Работа мастера кузнечного дела Алексея Землянкина. Все для вашего камина.
Принимаются заказы на изготовление изделия для дома и дачи!




В XVIII столетие страна вступала в условия великих, необычных для Руси реформ Петра I. Выяснялась возможность постройки железоделательных заводов в Устюженском крае.
Если в первой половине XVII века устюженские кузнецы выполняли в основном государственные заказы, то к началу XVIII века абсолютное большинство опрошенных владельцев кузниц работало на рынок. Более чем в 20 кузницах трудились наемные люди, а сами владельцы торговали в Устюжне или отвозили товар в Москву и другие города.
КУЗНЕЧНАЯ СКАНЬ.
Нельзя не сказать еще об одном, пока недостаточно изученном направлении в развитии кузнечного дела - проникновении в него элементов художественного творчества.
Во многих музеях страны, в том числе и в Устюженском, хранятся образцы кузнечного искусства.
Археолог А.В.Никитин ввел термин "кузнечная скань". Это - заимствованная из ювелирного дела оригинальная техника украшения кузнечных изделий, высшая степень проявления кузнечного мастерства.
В XVI - XVII веках украшение кузнечных изделий стало частью художественной традиции. Орнаментация изделий из черных металлов проникла не только в бытовые предметы, но и в орудия труда.
Сочетание ряда технических приемов было доступно только высококвалифицированным кузнецам, поднимавшимся в своем мастерстве до уровня искусства. Орнаментом украшали пушки, решетки и двери, замки и ключи, иногда сельскохозяйственные орудия.

Работа мастера кузнечного дела Алексея Землянкина. Принимаем заказы.

ФЕСТИВАЛЬ КУЗНЕЧНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Ежегодно, в дни прохождения Поздеевской ярмарки, Устюжна наполняется звоном наковален. В это время проходит фестиваль кузнечного мастерства - яркий праздник Огня и Металла. Кузнечные события Устюжны да вно стали достоянием широкой общественности.
На Торговой площади устанавливаются мобильные горны и наковальни, на которых участники фестиваля в течение двух дней демонстрируют свои таланты и умения, устраивают мастер-классы, призывая сохранить многовековой опыт кузнечного ремесла и уникальность мастеров по металлу, показать творческое отношение к любому делу, за которое берется человек. Устюжан и гостей ожидают презентации новых работ, мастер-классы, конкурсы, выставки.
Соборная площадь украшается новым кованым шедевром, изготовленным лучшим мастером, но каждый кузнец при этом вносит свою незабываемую лепту.

Посмотреть другие работы и сделать заказ вы сможете З Д Е С Ь! ЗАХОДИТЕ!!!

Разброс цен на кованые изделия различного исполнения довольно значителен. Разумеется, стоимость тем выше, чем больше затрат. Однако следует также учесть разный расход металла для различных типов кованых металлических изделий. В зависимости от сложности металлического узора может стоить больше или меньше.
При прочих равных условиях (вид материала, его количество), стоимость выполнения работ зависит прежде всего от их трудоемкости . Это, в свою очередь, в значительной степени определяется количеством, а также видом узловых соединений. Применение специальных технологий изменения формы материала (гибка, торсирование) существенно увеличивают стоимость работ по изготовлению кованых изделий.
Разумеется, изделия эксклюзивного исполнения стоят намного дороже стандартных. Важной составляющей цен на кованые изделий является их художественная ценность. Речь идет не только о стоимости проектов художникаи. Воплощение индивидуального проекта требует специальных знаний, творческого подхода, высокого мастерства. Не случайно литые и кованые ограды являются отдельным предметом изучения архитектурного искусства. Устюженские кузнецы — настоящие художники по металлу, своим неповторимым стилевым почерком оживляющий проект любой степени сложности.
Цены на кованые заборы вполне доступны для тех, кто предпочтет простой стиль изделия, которое, несмотря на отсутствие особых эксклюзивных изысков, в любом случае станет достойным современным решением оформления вашей усадьбы.
Для тех, кто непременно желает сделать изделие исключительным, неповторимым шедевром металлической архитектуры, цена работ по ее созданию вряд ли покажется слишком большой. Сколько стоит возможность ежедневно любоваться настоящим произведением искусства? Вряд ли можно измерить в деньгах завистливые вздохи соседей и восхищенные взгляды ваших гостей.

 

Авторство

Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, неизвестных авторов из Инета.

Лучшие новости

текст в шаблоне ©2019 Your Company. All Rights Reserved. Designed By JoomShaper

Поиск