Содержание материала

МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ

 5
     На страничке представлены авторские работы О. Панкрашовой, жительницы д. Лентьево.

    В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
6
     Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний. Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
    В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

9

     Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.
     Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках.
   Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.
     Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.
    1После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.
    Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

    Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.
    В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.
     А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.
    Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.
    Неверно было бы утверждать, что оригами является чисто японским искусством. Не мало стран может также похвастаться собственными достижениями в области складывания бумажных фигурок из целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами.8

      Очень ярким примером, подтверждающим этот факт, стала Испания. Местные мастера открыли свой непревзойденный метод складывания птичек «пахарит» (в Мескике эту фигурку позже стали называть немного по-другому — «паярит», который значительно отличался от японских руководств по оригами). В Испании даже была образована «испанская школа» под тонким руководством философа Мигуеля Уманумо. Здесь были разработаны новые методы складывания классических фигурок, а также изобретены новые, до этого неизвестные даже классикам — японским мастерам. Под испанским влиянием оригами, ставшее за очень короткое время популярным искусством, распространилось и в Латинскую Америку.

      Вместе с бумагой оригами захватило почти весь мир. Со временем оно пришло и в Америку, Африку, Италию, Данию, Корею и многие другие страны мира. Данное искусство так же как в Японии покорило все знатные дома Европы, а потом распространилось и на все сословия. Но когда бумага еще оставалась довольно редким и дорогим материалом, вместо нее часто использовали ткань. Часто из лоскутов складывали головные уборы для монахинь, сестер милосердия, горничных. С помощью оригами создавались воротники, манжеты и другие украшения для одежды.
     В России оригами долго считалось детской забавой. Если верить историкам, то первым моду на оригами ввел юный наследник престола Николай II. А познакомил его с этим искусством филолог из Кембриджа — Чарльз Сидней Гиббс. Он был приглашен в Россию в начале двадцатого века, чтобы вести уроки английского для молодых цариц.
     Через некоторое время к занятиям по английскому языку присоединили и малообщительного больного царевича. Он много капризничал и часто просто мешал занятию. Поэтому, чтобы хоть как-то привлечь внимание ребенка, Гиббс сложил из листа фигурку птицы, потом животного... потом цветок. Это занятие так захватило царственных отпрысков, что каждое новое занятие теперь начиналось с обучения складыванию новой фигурки из бумаги.
     По другим источникам оригами пришло в Россию еще раньше. И особой любовью к искусству целого листа отличался великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он целиком освоил японскую технику складывания различных фигурок из бумаги. И часто экспериментировал, создавая свои собственные уникальные произведения.

10
     Во Франции искусство оригами распространилось в конце девятнадцатого века. По всей территории оно распространилось с помощью бродячих артистов, циркачей и фокусников. Они удивляли и поражали воображение зрителей, когда показывали, как прямо у них на глазах можно из одного целого листа бумаги сложить птиц, у которых двигаются крылья, цветы с объемными многочисленными лепестками, лягушек, которые подпрыгивали после нажатия на фигурку. После фокуса странствующие артисты возвращали лист в первоначальное состояние.

     Вскоре по всему свету самые великие люди отдавали должное новому интересному занятию. Среди самых известных оригамистов стоят такие имена как Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, американский иллюзионист Гудини. Еще один фокусник Роберт Харбин создал целую передачу об оригами. Он долго собирал всевозможные материалы об этом искусстве, с том числе и о его японских истоках. И в итоге в 1945 году была запущена первая телепередача об оригами «Мистер Правая и Левая Рука». Сначала она выходила редко, но с ростом популярности оригами стала регулярной. А через одиннадцать лет была выпущена его первая книга об оригами. Вскоре у него появилось множество поклонником и единомышленников, которые объединились в целый клуб British Origami Society.
    Организация BOS очень быстро развивалась и расширялась. Очень скоро число перевалило за тысячную отметку. А прототипы и двойники его стали появляться повсеместно. В итоге маленький кружок очень быстро разросся в целый клуб любителей оригами. Наконец был создан главный центр, который занялся созданием и образованием подобных организаций в других странах. Итогом стали 44 действующих клуба в 28 странах мира.

   2 Во время второй мировой войны оригами пришло в упадок. В то тяжелое время мало кто был готов отвлекаться на игрушки и бумажки. Но как только мирная жизнь снова нормализовалась, искусство также начало возрождаться из пепла, как и города, разрушенные сильнейшими бомбардировками.
    Новым подъемом оригами обязано мастеру Акира Йошизава. Перенеся все тяготы войны, он решил посвятить свою жизнь изобретению новых фигурок. Используя полученные военные знания он рисовал чертежи новых изделий и тут же представлял себе процесс складывания их от самого первого до последнего сгиба. Через несколько лет у него уже имелась масса наработок, которые можно было передавать ученикам.
    Вместе с новаторской методикой он получил всемирную известность. А министерство иностранных дел Японии, вдохновившись его примером, решило поспособствовать распространению национального искусства за рубежом. Йошизава был отправлен в длительную командировку в Европу, которая носила цель наладить дружественные связи со всеми странами. Универсальность и притягательность средства не подвергалась никакому сомнению.

     Он побывал во многих странах, в том числе и в России в 1978 году. Йошизава пропагандировал оригами. И искусство целого листа полюбилось и прижилось в большинстве государств, которые он посетил. И хотя теперь уже во многих странах сложились свои традиции оригами, но несомненным лидером в этой области была и остается ЯНаш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись — это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали. Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории — легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом.
     Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

11
    Сама легенда звучит примерно так. Когда-то давно на земле жил очень бедный мастер, который всю свою жизнь посвятил оригами и был удивительно добр ко всем и ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом раздавал детям. Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным».7

     Вскоре и правда как по пророчеству монаха началась война. Молодые ушли сражаться, но конца этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе и по вкусу. На глазах у гостей мастер свернул из листа журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел — он был вестником мира. Люди поверили в себя, вдохновились и вскоре победа была за ними.
     После второй мировой войны журавлик стал настоящим символом мира и свободы. А также символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с определенной легендой, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она была больна лучевой болезнью. В больнице она начала складывать фигурки из бумаги. Малышка верила, что история про тысячу журавлей, которые исполняют желания — неподдельная истина. Мечтая выздороветь, она один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на всей планете.
     Но мечте не суждено было сбыться. Сложив только 644 журавлика, девочка умерла 25 октября 1955 года. Но идею подхватили многие люди по всему миру. И новые и новые журавлики стали «прилетать» в музей мира. Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира.
     По другой легенде фигурки оригами хранят в себе часть души человека, который ее сделал. Считается, что складывая фигурки, мастер вкладывает в них частичку себя. Рассказывают, что однажды одного богатого человека отблагодарили, подарив ему большой оригамный шар. Но он не нашел ему применения у себя дома и подарил своей старой матери, которая жила отдельно. Однажды ее сын заболел, но злая невестка не пустила старую мать даже на порог. Потом он умер. Когда к матери пришли сообщить это скорбное известие, она уже все знала, потому что в минуту смерти ее сына, шар, подаренный им, упал и рассыпался на части.

    Создавать оригами стоит только в хорошем расположении духа. Японцы верят, что все изделия, сделанные в плохом настроении, надо сжигать. Никогда не стоит такие фигурки дарить друзьям, чтобы на них не напала никакая хворь. А если дар мастера в какой-то момент будет испорчен, разорван или выброшен, то уже заболеет сам мастер. Именно по этой причине оригамисты просят хранить свой подарок, как талисман и редко дарят свои изделия незнакомцам.
    4В то же время люди верят в успех и удачу, которые принося талисманы оригами. Поэтому часто они используются как символы. Например, всем известный значок автомобильной фирмы Митцубиши есть не что иное, как фигурка оригами. Стоит только поверить в хорошую силу фигурки, как она тут же становится чуть ли не магическим талисманом на удачу. Об этом повествует еще одна очень интересная легенда.

     Одна богатая девушка никак не хотела принимать ухаживания бедного юноши. А он каждый день клал на ее подоконник букет цветов. Но потом наступила зима. Живых цветов больше было не найти. Тогда он начал делать их из бумаги, вкладывая в них всю свою любовь. Обычно цветы с подоконника выбрасывала горничная, но однажды позабыла это сделать. И девушка все-таки взяла в руки прекрасный бумажный нарцисс, который источал настоящий, живой аромат. Девушка положила цветок в шкатулку и на следующий день обнаружила, что все-таки запах действительно исходит от бумажного цветка. Тогда она была растрогана, поняла насколько сильна любовь бедного юноши и приняла его ухаживания.
     Фигурки оригами действительно обладают особой энергией. Один парапсихолог решил замерить биоэнергетику оригами изделий. Он был поражен, когда установил, что в помещениях, где в качестве украшений используются оригами, положительная энергетика во много раз превышает энергетику в обычных комнатах. Поэтому фигурки оригами даже пытаются применять для врачевания.
     Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках. 12
     С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения. Использование элементов оригами в других предметах значительно упростит процесс обучения, разнообразит его и позволит привить детям интерес к занятию. Уходя с урока, ребенок будет еще долго помнить радость, которую доставило ему интересное, необычное занятие.

    В 1941 году в Японии был издан первый учебник по оригами для школьников. Этот учебник интересен тем, что надолго завоевал внимание и доверие учителей и учеников. В нем рассказывалось множество различных методик складывания фигурок из бумаги. При этом фигурки были от самых простых до сложнейших мастерских оригинальных методик.
     Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел — геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств. Усвоив основы оригами, они легко смогут увидеть и применить его отражения в таких сферах жизни, как реклама, сервировка стола, упаковка подарка и многих других.
       В начале двадцатого столетия оригами было исключительно модным веянием. Поэтому девушек в обязательном порядке учили различным техникам складывания фигурок из бумаги, так как считалось, что любая образованна14я женщина должна обладать этими навыками. В определенный период оригами было обязательным предметов в женских школах. Но потом педагоги сочли это занятие бесполезным и неинтересным.
     Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей.
     С другой стороны оригами активно используется в индустрии развлечений и праздников. Стоит вспомнить лишь традиции празднования Нового года во многих странах. Именно в этот период года оригами оживает каждый раз с новыми силами.  Фигурки из бумаги вдруг заполоняют все вокруг и приносят ощущения праздника в дома и на улицы городов.
     Оригами часто используется в украшении рождественской елки, что позволяет не только значительно сократить расходы на праздновании, но и занять беспокойных детей интересным и увлекательным занятием.
    Во многих городах традицией стало в огромном павильоне размещать новогоднюю елку, которая украшается исключительно оригамными фигуркам, которые привозятся для нее со всех концов света. Эта елка становится «деревом мира» в период новогодних каникул. Это дерево становится символом объединения народов, мира и того, что все население Земного шара, объединившись, свободно совершить чудо.
    Не только игрушки, но и сами елки теперь делают из бумаги. Не так давно в США при поддержке обществ защиты природы были созданы необычные — целиком бумажные — елки. Начинание американских «зеленых» подхватили европейские коллеги. А теперь оригамные елочки можно встретить по всему миру. Самая большая их них была создана в 1993 году в Нидерландах. В городе Ейндовене в центральном павильоне была установлена 15-метровая бумажная новогодняя елка. Дерево было украшено неисчислимым множеством разнообразных разноцветных бумажных игрушек.
    И все же Новый год не остался единственным праздником оригами. В США в штате Северная Каролина проходит ежегодный недельный фестиваль оригами. Впервые инициатором этого действия стал американский очень известный шоу-мен и продюсер Джонатан Бакстер. Он в своем родном городе Шарлотте ежегодно устраивает спектакль, в котором все роли отданы бумаге.

21
     В праздновании всегда задействовано и местное население. Дети и взрослые складывают множество бумажных фигурок и украшают ими здания, холлы, улицы, собственные дома. Каждый год Бакстер преподносит своему городу удивительный сюрприз из бумаги. Когда-то это был аэропорт полностью украшенный техниками оригами. А в какой-то год в главном холле города был выставлен скелет тиранозавра в полную величину, целиком сделанный из бумаги.
    Так что предела человеческому воображению и возможностям бумаги нет.
    Подобно любому виду искусства оригами не застыло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало опыт и традиции. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из металла, фольги и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более оригинальными и занимательными.
    Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок службы своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного прочнее и долговечнее. Металлические изделия просто так не порвешь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить значительные усилия.
    Тонкая бумага очень удобна при складывании фигуры, а вот форму она держит плохо. Чтобы исправить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич — потому что использована идея многослойности. А серебряный — потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если между двумя слоями бумаги проложить слой фольги и проклеить их. То изделие из таких трехслойных квадратов будет отлично держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигурке оригами.
    Но и этот метод некоторым показался недостаточно надежным. Поэтому стали появляться умельцы, которые складывали оригами из листового металла. Чтобы работать с гибкой сталью, которая в данном виде наиболее удобна, мало навыков школ оригами. Нужно также иметь определенный опыт работы с металлами. Такие технологии были впервые применены в Поволжье, но пока не получили существенного распространения.
   Очень интересной является деятельность оригамистов, которые работают с самыми миниатюрными изделиями. Сегодня они под лупами и другими увеличительными приборами складывают произведения японского искусства, которые умещаются на подушечке пальца. Такие изделия еще сильнее подвержены разрушению из-за своих размеров. Но в оригами важен именно полет творческой мысли, процесс. А не результат. Здесь неважно остаться в годах и веках. В оригами приходят за свободой творчества и развитием сообразительности.
    А вот в Санкт-Петербурге одна жительница известна практически всему миру оригами благодаря своим иконам из золотой бумаги. Дело в том, что выполняет она их как раз в технике оригами. Здесь же ученики одной из школ создают громадные композиции из упаковочных коробок. А также можно в конце каждого месяца посмотреть специальные сценки, главные герои которых — библейские персонажи или герои известных мультфильмов, сделаны как раз оригамистами и соответственно в этой технике.
    А в Канаде все больше обращаются к классике оригами. Художник Бриан Кокс создал несколько тысяч бумажных журавликов, которые издревле считались символом свободы и благополучия. Всех их он объединил в самый большой в мире мобиль. И когда дует легкий ветерок или кто-то проходит мимо него, тысячи маленьких птичек приходят в завораживающее движение. Они трепещут как настоящая стая.
    Несомненно, достижением оригамного искусства можно считать проникновение бумажных фигурок в серьезный взрослый театр. Из бумаги не делают новые маски или декорации. Они служат совсем другим целям, а не обновлению обветшалого реквизита. Не так давно правительство Москвы, центр современной хореографии и клуб оригами приняли решение об оказании совместной посильной помощи в поддержании данного вида изобразительного искусства. Для этого они стали активно пропагандировать внедрение изделий оригами в оригинальные театральные постановки.
    Первой большой премьерой в новом стиле стала постановка «Взлом», идея которой принадлежит голландцу Полу Сельвину Нортону, создавшему сценарий на музыку Фреда Фриза. В 2001 постановка в исполнении русского камерного театра с успехом прошла в театре имени Гоголя. Смысл постановки крайне глубок и сложен. Пьеса повествует об изгоях современного общества, которые обречены в одиночестве нести свой тяжкий крест.
    Именно Нортон первым показал себя как истинный мастер гиперсложного нового и пока не всем понятного движения, впервые увидев в оригами отголоски форм человеческого тела. Нортон пропагандирует новую философию — он уверен, что человеческое тело способно «складываться» в самые разные формы, подобно бумаге в руках опытного оригамиста. Ему удалось научить танцоров специальной пластике, которая способна изменять обстановку вокруг танцующих во время их движения.
    В стиле оригами были оформлены декорации, в том числе жезл, который символизировал некий ключ, а также несколько слонов, некоторые из которых летали. Организаторы смогли перед представлением заинтересовать зрителей выставкой необычных оригамных произведений. Здесь же находилось постоянно несколько мастеров, которые обучали своему искусству всех желающих.
    Эта постановка стала только первым толчком во внедрении оригами на сцену. После оглушительного успеха во многих спектаклях стали применятся компоненты оригами-техник. Возможно, скоро в театре оригами будет распространено столь же повсеместно как музыка или танцы.

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск