Церкви и соборы уезда

Содержание материала

 

 Городские церкви

    Казанская церковь.

 Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери

I5akFR7aLHU

    Фото В. Минина.

  В конце бывшей Большой Московской улицы, на Казанском кладбище находится храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Впервые она упоминается под 1547 годом с посвящением Рождеству Христову. Храм был деревянным, построенным "клетцки" прихожанами. Находился он "на всполье", в конце города. К началу XVII века о церкви уже нет сведений: по всей видимости, она была упразднена по ветхости, а на её месте поставлена часовня. Через 21 год после третьей переписи вместо церкви Рождества Христова "на новом месте за посадом" жителем посада г. Устюжны Михаилом Семеновым Олончанином по обету строится храм в честь Явления Казанской иконы Богоматери с приделом Великомученицы Екатерины. Поводом к его построению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный посох. Храм этот простоял недолго и в 1660 году дотла сгорел от удара молнии. По благословенной грамоте митрополита Новгородского Корнилия, данной в 1675 году, разрешалось построить новый деревянный храм во имя Преполовения Пятидесятницы с приделом Богоматери Казанской, холодный, и храм во имя Царевича Димитрия с приделом во имя Великомученицы Екатерины, теплый. Церкви эти считались кладбищенскими, а потому были бесприходскими.

    Только в 1694 году Казанская церковь была построена в камне, на средства Григория Димитриевича Строганова, который вел значительные торговые дела в Устюжне. Прежние деревянные церкви были проданы за 130 рублей Троицкому и Васильевскому приходам и поставлены на их территории.

    С левой стороны Казанской церкви, одновременно с ней, построили придельный храм во имя Великомученицы Екатерины. Правый придел, во имя Священномученика Антипия, пристроили в середине XIX века в том же стиле. Казанский храм - один из пяти храмов, принадлежащих к "строгановскому" барокко. Основой его, переосмысленной в России, послужила архитектура общественных и церковных сооружений Нидерландов и Бельгии.

    Восьмигранные главы, увенчанные "процветшими" крестами, поставлены на двухъярусные, восьмигранные барабаны, обработанные филенками и окаймленные карнизами сложного профиля. Средний барабан является световым, открытым внутрь храма. Сложный декор в сочетании с белокаменной резьбой заполняет фасады храма. Основным мотивом служит виноградная лоза - символ Новозаветной церкви. В 1764-1767 годах мастером Петром Белавиным была выстроена каменная шатровая колокольня по аналогии с соборной. Окружающую Казанское кладбище каменную ограду соорудили уже в середине XIX века. В западной её части расположены высокие трехчастные ворота с иконой Спаса Нерукотворного.

WNdFbk70Oo4

      Фото В. Минина

    В интерьере Казанской церкви сохранилась фресковая роспись 1756-1757 годов, созданная ярославскими мастерами. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись об этом событии. В 1899 году фреску были реставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным, С. Ф. Чуприненко. В основном росписи относятся к христологическому циклу с введением сюжетов притч, Деяний апостольских, богородичных сюжетов. Иконостасы главного храма и приделов относятся к более позднему времени.

    После 1917 года храм оставался действующим, не считай кратковременных его закрытий в 1937 году и в годы войны17. В начале 70-х годов храм был капитально отремонтирован, а колокольня выпрямлена трудами протоиерея В. Ф. Рассказовского. Нынешнее состояние Казанской церкви внушает опасения. Из-за неправильно устроенной отмостки кирпичная кладка до сводов пропитана водой и засолена. Отпадает от стен левкас вместе с фресками, на которых к тому же выступает емчуга. Разрушается живопись иконостасов во всех приделах. Совершенно не оправдывает себя окраска стен и сводов Антипьевского придела масляной краской. Постоянно заливает площадку звона колокольни, а сама она вновь начала наклоняться Пока ещё можно все исправить, но может оказаться и поздно. Нелишне помнить, что таких храмов в России всего пять!

 По материалам Устюженского краеведческого альманаха.

    Богородице Рождественский собор города Устюжны.

    Cобор Рождества Пресвятой Богородицы.

m1

     История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке.

    В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной "на взмоете", с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной "клетцки". Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя.

30

    В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков. На небольшой деревянной "колокольнице" висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер "Некраско-часовик"6. Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду "заметом оградити".

   В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ("на каменное дело"). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. К прежним трем приделам добавлены были ещё три: во имя Сретения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь.

     Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым, с пристройкою к главной холодной церкви трапезной и четырех приделов, выстроенных позже. Придел же Святых Флора и Лавра упразднили вовсе. Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 530 рублей пожертвовал царский духовник, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле Меркурий Гаврилович - уроженец Устюжны; 200 рублей поступило от горожан. Ещё 200 рублей - из устюженских таможенных сборов и кружечного двора по указам Царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

    На западной стене собора укрепили храмоздательную доску с надписью темперными красками9. Из пяти глав центральная была световой, открытой внутрь храма. В 1872 году все главы покрыли белой жестью и позолотили. Приделы во имя Великомученика Георгия и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в том же году разделили ризницей, которая поместилась на паперти. Кроме них, в теплой церкви имелись приделы во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и Благовещения, созданные в 1721-1730 годах. Декор храма близок аналогичному декору ярославских посадских храмов конца XVII века.

     Именно они послужили образцами для многих церквей в пограничных с ярославскими землями районах. В интерьере собора сохранился высокий пятичиновый иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты. Среди его икон произведения "Кирилла Иванова сына Уланова". На западной стене собора сохранены иконы конца XVI-начала XVII века деисисного чина прежнего деревянного Рождество-Богородицкого собора. Стилистические особенности и колорит выдают почерк столичных изографов.

    В конце XVII века отдельно от собора с юго-западной стороны была воздвигнута величественная колокольня, увенчанная шатром с тремя ярусами слухов. Основу её звона составляли колокола русского и голландского литья. Среди них выделялся Большой колокол весом 120 пудов, бывший вкладом протопопа Меркурия Гавриловича на помин души. Остальные колокола распределялись по своему назначению и весу следующим образом: Полиелейный - весом 102 пуда 28 фунтов, вседневные - по 64 пуда 12 фунтов, 32 пуда, 25 пудов. Завершали звон зазвонные колокола весом по 4 пуда каждый. Соборной колокольней восхищался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, относивший её к числу лучших в России. По данным музейного архива Устюжны, ликвидация колокольни, центральных ворот и ограды собора была произведена в конце 1936 - начале 1937 года. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры красавица-колокольня рухнула под берег речки Ворожи. Ныне ее место отмечает лишь небольшой холмик.

     Хотя Рождество-Богородицкий собор оставался действующим до середины 30-х годов, дни его были сочтены. В 1935 году было утверждено закрытие храма. Хотя община и обжаловала решение областного исполкома в суде, тем не менее этот вопрос не был снят с повестки. Жаловаться в условиях усиления нетерпимости к верующим и репрессий оказалось делом безрезультатным. Гонители на местах превосходили своим усердием столичных...

    5 апреля 1936 года собор Рождества Богородицы был закрыт и в том же году передан музею под экспозицию. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды постройки 1842 и 1892 годов (последняя - во имя Святителя Николая - построенная на пожертвования горожан и духовенства г. Устюжны в память спасения Императора Александра III и его семьи) были сданы в 1936 году под ларьки для продажи пива и воды. Только с 1936 года в соборе расположился местный краеведческий музей, существующий там и поныне. Здание требует капитальной реставрации и для музейных экспозиций совсем не приспособлено. 

По материалам Устюженского краеведческого альманаха.

     12 мая 2016 года прошло подписание документов о передаче Череповецкой епархии Русской Церкви собора Рождества Пресвятой Богородицы XVII века в Устюжне Вологодской области. По договоренности между учреждением культуры и православной общиной Казанского храма в церкви в течение двух десятилетий по праздничным дням проводятся молебны. В будущем в собственность Череповецкой епархии будет передан и еще один музейный объект Устюжны — церковь Благовещения, говорится в сообщении правительства Вологодской области.

   Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

3

    Фото В. Минина

     На правом берегу Ворожи располагается одна из красивейших церквей города - Благовещенская. До постройки каменного храма на этом месте сменилось несколько церквей. Первый деревянный храм, выстроенный на средства прихожан посада, появился здесь еще во время царствования Иоанна IV. В сотной выписи 1567 года упоминается за речкою Ворожею "монастырь Благовещенский общий". В нем была церковь Благовещения, теплая, с трапезою и приделом в честь Входа Господня в Иерусалим. Среди прочих сооружении: колокольня, "на столбех", с четырьмя колоколами, хлебня, четыре братских кельи. Число монашествующих было невелико. Затем обитель по неизвестным I причинам стала женскою, а к концу XVI века её вовсе не стало.

    По описи 1597 года вновь упоминается деревянная церковь Благовещения на всполье, в конце города. Мимо нее шел вал, укрепления посада, а на церковь выходили благовещенские ворота.

2

 Фото В. Минина

    После разорения Шалочского Успенского монастыря поляками в 1612 году его игумен Вассиан просил место в городе Устюжне, куда можно было бы перевести обитель. Данная воеводы Ивана Урусова 1614 года сообщает: "...дали Пречистые Богородицы Успения Шалоцкого монастыря игумену Вастьяну с братьею, на Устюжне Железопольской, место, где игумену Вастьяну с братьею поставить храм Благовещение Святей Богородицы и монастырь, кельи и ограда поставити, из Устюжских посадских людей огородных мест, по речке по Вороже...". К новому монастырю приписали землю на посаде, "что была изстари церковная пашня Благовещения Святей Богородицы приходские церкви...". Место, где стояла Благовещенская церковь, в то время было пустым, поскольку в 1609 году, во время осады Устюжны поляками, храм был разобран, так как находился слишком близко к крепостной стене и мог загореться. Все его имущество было передано на хранение выборным посадским людям. Воевода Иван Урусов разрешает взять его игумену Вассиану с братией "...в новой монастырь к Благовещенью Святей Богородицы, для их великие церковные скудости, чтоб царское богомолие впусте не было...". Когда шалочские монахи вернулись обратно на Шалочь, неизвестно. Во всяком случае новая каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была выстроена в 1694 году уже "тщанием прихожан и доброхотных дателей".

     Кроме главного престола во имя Благовещения в холодном храме, имелись ещё два в теплом: во имя Архистратига Михаила и Святителя Димитрия Ростовского. Архитектурный облик храма несколько необычен. В плане он представляет собой "корабль", что имеет свое символическое значение. На сомкнутый свод поставлено пять двухъярусных восьмигранных барабанов, увенчанных "процветшими" крестами. К низкой теплой церкви примыкает колокольня типа "восьмерик на четверике", утвержденная на четырех каменных столбах. Шатер её несет традиционный набор слухов в три яруса. Оконные проемы основного объема храма и трапезы обрамлены кирпичными наличниками и венчаются двухскатными сандриками. Карниз, окаймляющий храм, имеет сложный профиль. При реставрации 1978 года восстановлена первоначальная полихромная раскраска декора храма.

    До 1935 года церковь оставалась действующей. Просто удивительно, как ее не коснулась рука разрушителей. В 1936-1937 годах в ней был устроен склад муки. Затем поочередно ее занимали: в 1940 году - склад льнопродукции, в 1944 году - склад грибов и ягод, в 1945 году - склад зерна. И наконец, в 1958 году Благовещенская церковь была передана музею. Во второй половине 70-х годов была начата реставрация храма, но до настоящего времени не закончена из-за недостатка средств.

     Вознесенская церковь города Устюжны.

35471bb

   Год постройки:1807.
   Год утраты:1939
   Адрес:  г. Устюжна, Интернациональная улица 13 (детская площадка перед домом № 13).

 

Дмитриевская церковь города Устюжны.

Церковь Великомученика Димитрия Солунского

      Храм с этим наименованием стоял когда-то на правом берегу реки Мологи. На месте его - городская застройка. Равно, как и Крестовоэдвиженская церковь, Димитриевская была выстроена на средства, выданные из царской казны Царем Иоанном IV Грозным. Первоначально построили ее из дерева, "клетцки", с папертями. При ней на средства прихожан была поставлена теплая церковь во имя Симеона Столпника. На небольшой колоколенке имелось всего два колокола. По переписи 1626 года известно, что вместо прежней стояла уже новая церковь, построенная на вклад диакона Ивана Омельянова.

     С западной стороны храма в древности проходил городской вал с укреплениями, окружавший территорию устюженского посада. На церковь выходили Димитриевские ворота. Именно сюда, на стену острога, вынесли устюженцы чудотворную икону Богоматери Одигитрии в 1609 году, спасшую город от поляков. На этом месте в 1828 году на средства жертвователей начали строить каменную церковь во имя Димитрия Солунского. Храм завершало купольное покрытие с двухъярусным барабаном. Кроме главного престола в холодном храме, было еще два - в теплом: во имя Симеона Столпника и Мученицы Анисий. Вследствие малочисленности прихода Димитриевскую церковь во второй половине XIX века приписали к ближайшей Преполовенской церкви. Наряду с другими храмами города Димитриевская церковь - памятник воинской доблести устюжан, была просто так уничтожена до основания в 1939 году.

Казанская церковь города Устюжны 1881.

   Переполовенская церковь города Устюжны.

11002 20171226 222307

Фото Nordprod

    Храм располагался на новоотведенном в начале XIX века Преполовенском городском кладбище (иначе Васильевском). В древности это была территория Троицкого и Васильевского приходов, что в "Троицком конце". Там же, на старом тракте, на выходе к нему стояли два деревянных храма: во имя Святителя Василия Кесарийского и Мученика Мины, оба построены "клетцки" с папертями. К началу XVII века место было уже пустым, и о храмах не упоминалось. По всей видимости, они были сожжены в 1609 году во время польской интервенции.

    В 1800 году на месте, где прежде стояли эти храмы, воздвигли каменную Преполовенскую церковь на средства, собранные среди горожан, поскольку кладбище было общегородским. Позже её украшением занимались представители рода Поздеевых, фамильные погребения которых есть на кладбище. Церковь считалась бесприходскою. Кроме главного престола, в церкви имелись придельные, расположенные в теплой церкви: во имя Святителя Василия Великого, Мученика Мины, Благоверного Князя Михаила Тверского44.

      В плане храм представлял собою квадрат с вытянутой к западу теплой церковью. На "четверик" храма был поставлен "восьмерик", увенчанный полусферическим куполом с небольшим восьмигранным двухъярусным барабаном и главкою. С западной стороны в связи с храмом возвышалась стройная шатровая колокольня. Выглядывающая из-за деревьев кладбища и стоявшая на возвышенности белая церковь как бы парила в воздухе.

      На её фоне ярким красным пятном выделялась маленькая церковка во имя Святителя Василия Великого (престол которой был прежде приделом Преполовенской церкви) постройки начала XX века. Строенная из красного кирпича, с полусферическим куполом и луковичной главкой на нем и на крыше алтаря, арочной звонницей, церковка была необыкновенно хороша. Само кладбище, обнесенное каменной оградой, напоминало тихие сельские погосты.

    Снесена была церковь Преполовения в 1939 году. Ныне на ее месте груды битого кирпича и торчащие в разные стороны кованые железные связи. В обезображенном Васильевском храме в 1939 году размещался склад общества "Союзкожа", склады других организаций. Сейчас церковь представляет собой жалкие руины.

Материалы Устюженского краеведческого альманаха.

Преображенская церковь города Устюжны 1885.

Свято-Духовная церковь города Устюжны.

09686 20111011 143758

Устюжна наб. Декабристов. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов (Успенская).  Автор фотографии: uchazdneg.

    На левобережье реки Мологи, на низкой надпойменной террасе расположены еще два выдающихся архитектурных сооружения города: церкви - Свято-Духовская и Христорождественская.

     На месте Свято-Духовской церкви в XVI веке стояло два храма: холодный - в честь Успения Богородицы, и теплый - в честь Введения Богородицы. Оба они были деревянными, построенными "клетцки", с папертями. Местность вокруг них называлась Успенским концом. Сколько простояли эти церкви, когда они возобновлялись, неизвестно. Во всяком случае,- не менее двух-трех раз. На их месте в 1781 году на средства прихожан была построена каменная церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. При ней, в трапезной, устроили теплую церковь с приделами Успения Богородицы (в память прежнего храма) и Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)39. Декор фасадов, архитектурные особенности и венчающее пятиглавие были традиционными для Устюжны.

09686 20171226 221037

         Автор фотографии: Nordprod

    Позднее, в начале XIX столетия, к храму пристроили пятиярусную колокольню с колоколами в четвертом ярусе. Каждый ярус её был украшен колоннами, а в самом верхнем находились боевые часы с циферблатом. Необычным был венчающий колокольню многометровый шпиль. Своими пропорциями он напоминал шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Во второй половине XIX века выстроили каменную ограду с трехчастными воротами с западной стороны. По воспоминаниям старожилов-устюжан, с 1939 года церковь была занята пищепромом40.

    Колокольня же, как вспоминают жители, была обрушена в 1939 - 1940 годах.

   Так и стоит Успенская церковь по сей день, лишенная колокольни, пятиглавия, с захламленной территорией, с дощатым забором вместо каменной ажурной ограды.

 

Сретенская церковь города Устюжны 1867.

Троицкая церковь города Устюжны 1900

      Христорождественская церковь города Устюжны 1876

spz6EQyC1fE

г. Устюжна, Первомайский переулок, д. 3

    История Христорождественской церкви, стоящей ниже Духовской по течению реки Мологи, известна с XVI столетия. В то время здесь стояла церковь в честь Покрова Божией Матери. Строения она была деревянного, "вверх", с папертями. Равно как и другие храмы города, строили её на средства прихожан посада. В конце 80-х годов XVI века к ней добавили придел во имя Рождества Христова, около церкви построили келий для нищих, которые жили почти при каждой городской церкви, питаясь подаянием. Таковою Рже церковь оставалась и в XVII веке. Только вместо бывшего придела Рождества Христова построили храм того же наименования.

     29 марта 1774 года грамотою Преосвященного Антония, епископа Олонецкого и Каргопольского, разрешено было вместо двух ветхих деревянных церквей XVI-XVII веков построить новую каменную церковь в честь Рождества Христова, холодную. При ней выстроили теплые приделы в честь Покрова Богородицы и Владимирской иконы Богоматери. Закончена новая постройка была в 1781 году и тогда же освящена. Первоначальная шатровая ее колокольня, построенная в 1802-1805 годах, вследствие технических просчетов оказалась недолговечной. Колокола с нее были сняты 13 января 1827 года и повешены на столбах. Начатая в 1829 году кладка новой колокольни закончена была в 1832 году - она стала трехъярусной. Прежние, современные постройке церкви иконостасы к XIX веку не сохранились. Новый, четырехъярусный, столярной работы иконостас в "византийском" стиле был создан в 1854 году на средства прихожан. Придельные иконостасы, резные и позолоченные, существовавшие с 1834 года, окрасили в 1880 году на средства ктитора храма - купца Василия Павловича Проскурякова. Осыпавшаяся в холодной церкви Рождества Христова фресковая роспись заново была переписана в 1885 году на вклад Василия Михайловича Дьякова. Также поновили в 1886 году роспись на пожертвования Евдокии Гавриловны Проскуряковой и того же В. М. Дьякова. Перестройки начала XX века были незначительными и коснулись в основном паперти, полов и окон. В то же время живописцем из г. Рыбинска Александром Ушаковым написаны в клеймах различные богородичные сюжеты, мученицы Евдокия и Варвара, преподобный Иаков Боровичский. И, наконец, в 1907 году сделали паперть и покрыли алюминием главы.

123

     Фото В. Минина

     После 1917 года церковь продолжала действовать. Во всяком случае, Слово Божие продолжало возвещаться в ней даже в 1939 году, когда все городские храмы были уже закрыты. Но пришел черед и этой церкви: разобрали колокольню, уничтожили иконостасы, почти всю ограду. Храм долгое время занимают разные организации, территория вокруг церкви захламлена, стены внутри закопчены, разрушаются быстрыми темпами главы и элементы декора. Выход видится в одном - вернуть храм истинному хозяину, Церкви, тем более что левобережье - это значительная часть города Устюжны.

    14 октября 2018 года в Устюженском храме Рождества Христова, в народе, называемом Покровская церковь, впервые за 77 лет прошла воскресная литургия. Стены старинного храма вновь услышали церковные песнопения. Ранним утром вереницы верующих с разных концов города потянулись к святыне, долгое время находившейся в запустении. Во время службы народ прибывал и прибывал, храм был полон. Этот день оказался двойным праздником: православным – Покров Божьей Матери и праздником всех устюжан: воскресение Покровской церкви. Надежда на восстановление церкви есть. Устюжане и гости города принимают в этом активное участие.

Церковь Воскресения Христова в Устюжне

876 0252260b

       Каменная трёхпрестольная церковь с Ильинским и Васильевским приделами. Выстроена в 1771-1773.

   Церковь Воскресения Христова в Зарядье

    Воскресенская церковь отмечает место древнего Ильинско-Воскресенского монастыря, стоявшего на левобережье речки Ворожи. Мужская обитель существовала там уже в 1545 году, когда в ней упоминается игуменом Иннокентий. По сотной 1567 года в монастыре значилось две церкви. Главная монастырская церковь, во имя Пророка Илии, была деревянная, "верх с папертью", ружная. На неё шло денежной руги десять рублей из приказу Угличского дворца. Вторая церковь, теплая, в честь Воскресения Христова. В приходе монастыря находились селище Ганьково и деревня Хотыль. Moнастырь занимал выгодное положение на Торговой площади города, за торговыми рядами. В конце XVI века о нем говорилось: "На площади, в зарядье, монастырь Ильинский общей"35. В это время к холодной Ильинской церкви прибавляются два придела: во имя В: Рождества Иоанна Предтечи и Василия Блаженного..

    Во время очередной переписи Ильинский монастырь, "в зарядье на площади", уже именуется Воскресенским. К прежним строениям добавляются колокольня, "рубленная на онбаре", на которой висело пять Колоколов и клепало, восемь келий для монашествующих, келия хлебная и келия казенная36.

   Монастырь был упразднен при введении Штатов 1764 года, а церкви обращены в приходские. Вместо них в 1773 году была выстроена каменная церковь Воскресения Христова, холодная, с теплыми приделами во имя Пророка Илии и Василия Блаженного. Позднее, в I половине XIX века, теплую церковь удлинили к западу и над притвором воздвигли классическую четырехъярусную колокольню. Колокола разместились в третьем ярусе. Второй ярус колокольни с каждой стороны имел шестиколонный портик. На северо-западном углу ограды соорудили каменную часовенку. В линию ограды входили трехчастные ворота и лажи на каменных столбах с южной стороны.

   Храм был закрыт уже в 20-е годы нашего, времени. Сломали венчающее пятиглавие, ограду, оставили два яруса от колокольни. С ноября 1935 года по конец 70-х в церкви размещался кинотеатр.

    Воскресенская церковь имеет четкий и строгий план со слабо выраженным трехчастным членением полукружия апсиды. Средний барабан также световой, сами барабаны двухъярусные - типа "восьмерик на восьмерике". Восьмигранные купола венчались крестами "процветшей" формы. Эта церковь как бы знаменует собой конец эпохи барокко в устюженской провинции.

   Начатая реставрация церкви прекращена из-за недостатка средств, здание продолжает разрушаться.

   Церковь Воздвижения Креста Господня

    Первоначально этот храм располагался на древнем устюженском городище, при впадении реки Ижины в реку Мологу. По преданию, выстроен он был на средства, выделенные Царем Иоанном IV из государевой казны, на месте бывшего языческого капища бога Купалы. Все иконы храма (Деисис "на празелени", Царские врата), железное клепало также были пожертвованы Иоанном IV. Через два Выгода после переписи 1597 года Устюжна испытала эпидемию "моровой язвы". Вся заижинская сторона вымерла, и храм Воздвижения остался пустым, служить в нем и молиться было некому. Приход его временно перевели к церкви Великомученика Димитрия Солунского.

   К 1626 году церкви Воздвижения Креста уже не существовало. По всей видимости, она естественным образом обветшала и разрушилась. Храм того же имени, снова деревянный, был выстроен уже на новом месте, западнее городища, на правом берегу реки Мологи. Был он теплым, с приделом во имя Всех Святых. Строителем его выступал диакон Давид Яковлев. Во время массового строительства второй половины XVIII века возведен в камне и Кресто-воздвиженский храм. Произошло это в 1768 году усердием прихожан и на добровольные пожертвования. В память прежнего в нем был устроен придел во имя Всех Святых. Храм был небольшим, кубическим, пятиглавым, с четырехскатным покрытием. Венчали его "процветшие" кресты. Колокольня храма напоминала Никольскую. Приход Крестовоздвиженской церкви был бедным и малочисленным, поэтому с 1852 года церковь была причислена к Богородице-Рождественскому собору.

   Неизвестно, как долго храм оставался действующим после 1917 года. Во всяком случае, в 1939 году он был полностью разрушен.

По материалам Устюженского краеведческого альманаха.

Церковь Святой Живоначальной Троицы

      В том же XVI веке в Троицком конце города имелись еще два деревянных храма: холодный,- в честь Святой Троицы, и теплый,- во имя Жен Мироносиц, построенные "клетцки", с папертями. Обновившись за два столетия около трех раз, эти храмы были заменены каменной церковью. Новый храм представлял собою высокий "четверик" с портиками со всех сторон, завершенными треугольными фронтонами. На своде "четверика" был поставлен "восьмерик" с куполом и главой на круглом двухъярусном барабане. Окна "восьмерика" обрамляли парные пилястры. Начало ее строительства также относится к началу XIX столетия. Церковь в честь Святой Троицы, перестроенная в 1828 году (перестроили колокольню и теплую церковь), имела приделы во имя Жен Мироносиц и Апостола Иоанна Богослова. Перестройки второй половины XIX века добавили только крыльцо-тамбур с южной стороны.

    Переоборудованная в 1939 году под завод церковь понесла ощутимые утраты: снесена колокольня, уничтожены портики северного и южного фасадов, стесан декор, ликвидировано завершение храма. Территория вокруг захламлена. Лишь на старых фотографиях видно, насколько красив был этот пологий берег при впадении Ижины в Мологу. Живописную группу образовывали храмы Преполовенского кладбища с храмом Святой Троицы, собиравшие вокруг себя всю низкую деревянную застройку Троицкого конца. История гибели храмов города Устюжны не исключение, она типична для постреволюционной России. По всей стране в те же годы шло уничтожение храмов и монастырей, культурных ценностей. Вандализм этот не оправдать ничем.

 62

 Фото А. Власова

       Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Введения Во Храм Пресвятой Богородицы д. Лентьево Устюженского района Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Лентьево.

       В июле 2015 года в деревне Лентьево Устюженского благочиния началось возведение храма Введения во храм Пресвятой Богородицы.

       Инициатором и меценатом строительства выступил Вадим Швецов, генеральный директор ОАО "Соллерс".

     Первое богослужение состоялось на Пасху 2016 года, утвержденный настоятель церкви протоиерей Виктор Козлов совершал регулярные богослужения, а освящение 28 сентября совершил епископ Флавиан.

      Его Преосвященству сослужили секретарь епархии протоиерей Александр Куликов, настоятель храма протоиерей Виктор Козлов, благочинный Устюженского округа иерей Антоний Портнаго, благочинный Южного округа протоиерей Александр Краев.

      За богослужением молились генеральный директор ОАО "Соллерс" Вадим Швецов, заместитель главы Устюженского района Татьяна Рогозина, глава администрации села Лентьево Лия Карулина, гости и прихожане храма.

      После освящения церкви владыка Флавиан обратился к присутствующим с архипастырской проповедью. Песнопения богослужения исполнил череповецкий хор под руководством Марии Куликовой.

     По окончании Божественной литургии владыка поблагодарил настоятеля отца Виктора, администрацию, прихожан и строителей. Особую благодарность правящий архиерей выразил ктитору и меценату храма Вадиму Швецову, подчеркнув, что тот, кто строит храм, приобретает особую благодать в Очах Божиих. Ведь построить храм значит предоставить возможность многим поколениям молиться и совершать таинства.

      В благодарность за труды и заботы владыка Флавиан наградил Вадима Швецова архиерейской грамотой. На память о таком памятном дне была сделана общая фотография. 

eKbgxC4r4j0

        Фото Н. Муркиной

       Руководитель Настоятель, председатель приходского совета Козлов Виктор Васильевич, с 8 апреля 2019 г.

 67

 Автор фото неизвестен

        Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Георгия Победоносца д. Понизовье Устюженского района Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

           Храм Георгия Победоносца нaхoдится в селе Понизовье Устюженскoгo рaйoнa Вoлoгoдскoй oблaсти. Представляет сoбoй деревянную oднoпрестoльную церкoвь, кoтoрaя пoстрoенa в упрoщенных фoрмaх псевдoрусскoгo стиля.

           «Изволением Божиим во славу Его Святого Имени, в честь Святого Великомученика Победоносца Георгия, усердием прихожан при материальной помощи г. г. Полежаева, Гр. и Бор. Семеновичей Константиновых, при безвозмездном участии Софьи Семеновны Константиновой (художницы), при церковном старосте жителе с. Понизовье Мих. Никиф. Баранове, начатый строительством в 1901г., окончен и освящен храм сей 5 октября 1903 года».

        Такая надпись была сделана сто лет назад на стене храма с. Понизовье. Она сохранила память о строителях и благотворителях этой церкви.

         Потомственный почетный гражданин Устюжны, помещик усадьбы Ельник Лентьевской волости Сергей Николаевич Полежаев в начале XX века был известен в уезде как меценат, строитель ряда церковных зданий. На его средства, в частности, возводились деревянные рамы в Мереже, Ельнике и Понизовье. Две последние были сооружены при содействии хороших знакомых и соседей Полежаева по имени дворян Константиновых. Депутат 2 Государственной Думы Григорий Семенович Константинов являлся гласным Устюженского уездного земского собрания, членом землеустроительной комиссии в Устюжне и присяжным поверенным в г. Рыбинске. В конце XIX века он владел усадьбой Шуклино в Лентьевской волости и имел собственный дом на правой набережной Мологи в Устюжне. За его братом Борисом Семеновичем числилось сельцо Холм в Никифоровской волости. У братьев Константиновых было четыре сестры – Мария, Александра, Лидия и Софья. Трудами последней, монашки и художницы, и украсился храм Георгия Победоносца в Понизовье.

         В Устюженском уезде благотворительная и просветительная деятельность семьи Константиновых была широко известна. В 1910 году, например, Григорий Семенович открыл в Шуклино первую в крае сельскохозяйственную школу для девочек 14-17 лет, пожертвовав для этих целей собственный двухэтажный каменный особняк. Константиновы полностью содержали школу, где крестьянские дети в течение двух лет с помощью опытных педагогов изучали секреты садоводства, огородничества, пчеловодства и маслоделия. Одновременно Григорий Константинович оплачивал пребывание детей в единственном в уезде общежитии сельской школы в с. Покровское.

         Особенное внимание Константиновы оказывали строительству и украшению храмов. По их инициативе и на их средства в Устюжне при соборе Рождества Богородицы была открыта иконописная мастерская. При деятельном участии Софьи Семеновны Константиновой и с помощью капиталов семьи в Мезженской волости возобновили Шамуринскую пустынь, где позднее располагалась женская община. Георгиевский храм в Понизовье также стал одним из любимых детищ известных благотворителей и, надо сказать, что он играл заметную роль в духовной жизни Лентьевской волости.

           Ежегодно в престольный праздник в Понизовье проходили торжественные богослужения, в которых принимали участие священнослужители и церковные хоры из других храмов уезда. Понизовский приход был включен в список местностей, куда ежегодно направлялся крестный ход из Моденского монастыря со знаменитой чудотворной иконой Святителя Николая.

      Понизовский приход, как самостоятельный, существовал с 1911 года, когда сюда был назначен отдельный причт (до 1911 года службы в Понизовье вел лентьевский священник). Михаил Васильевич Никаноров стал первым священнослужителем храма Георгия Победоносца, а первым его старостой являлся представитель коренной понизовской крестьянской семьи, человек весьма уважаемый – Михаил Никифорович Баранов.

Е.Воротынцева.

 

IMG 20190414 165126

Фото М.Савина

    Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Сергия Радонежского, д. Громошиха Устюженского района Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Громошиха. Построена в 1998 году.

     Настоятель, председатель приходского совета - иеродиакон Евфросин (Румянцев Евгений Сергеевич) с 13 декабря 2017 года.

  178

    Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Архангела Михаила Д. Мережа Устюженского района Вологодской области Череповецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), д. Мережа.

    Настоятель, председатель приходского совета иеродиакон Евфросин (Румянцев Евгений Сергеевич) с 28 февраля 2018 г.

      Часовня в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных была поставлена взамен разрушенного когда-то здесь такого же храма в деревне Мережа Устюженского района в 2006 году.

     Место для часовни выбрали хорошее, светлое, на пригорке. Основные труды понес предприниматель Т. Алханашвили. Но не остались в стороне и мережцы и устюжане.

    Работа по возведению часовни была тяжелой, особенно – по подведению купола. Работала целая бригада строителей. Кресты, петли, дверные ручки и затвор выполнил кузнец А. Землянкин.

    Уроженец деревни Котово, а ныне житель Санкт-Петербурга С.В. Слепнев и М.И. Смирнова из Череповца помогли найти проект часовни. Для этого они перелистали горы книг по часовням на Северо-Западе, чтобы Мережская часовня соответствовала церковным канонам. Внучка Сергея Васильевича Марина изготовила эскиз часовни.

    Старинную икону подарил И.А. Веселов; икону Николая Чудотворца XVII века подарил житель Санкт-Петербурга Ю.Г. Милованов, П.И. и А.М. Положенцевы приобрели в часовню 6 икон и ковер. Половину своей пенсии пожертвовала на убранство часовни старейшая жительница деревни А.С. Соловьева (ей 91 год). Но главное, что в возрожденную часовню вернулась икона святого Архангела Михаила, та самая, которая была намолена в той, разрушенной церкви. Сохранили ее, а теперь передали в часовню Екатерина Исаковна Крутикова, ее дочь и внуки. Икону они обнаружили в доме у брата Екатерины Исаковны после его смерти и увезли образ в Санкт-Петербург. Но всегда считали, что такой иконе место только в святом храме. Даже как-то хотели передать в один из петербургских храмов. Но внучка не дала, сказала, что верит – в Мереже будет своя церковь, туда и передадим. И вот летом 2006 года икона дождалась своего часа, чтобы занять свое место в часовне и послужить еще не одному поколению жителей поселения. Кстати, Екатерине Исаковне Крутиковой было 103 года, и она присутствовала тогда на праздничном молебне вместе с А.С. Соловьевой.

      Памятную мраморную доску на часовню подарил Н.П. Королев, а надпись на ней сделал художник Е. Лебедев.

      Как сказала на открытии часовни ветеран педагогического труда Лидия Изосимовна Соколова: «Время пришло такое, что материально мы обеспечены, а духовно – истощены, нет взаимопонимания между людьми. Надеюсь, что часовня сблизит и одухотворит людей, поможет им стать духовно выше, сделает внимательнее друг к другу. Сила человека – в вере и духовности».

     Жители Мережи так поддержали строительство святыни: «Надо возрождать церкви. Мы росли без Бога, а теперь годы берут свое – хочется сходить в церковь, потихонечку высказать свои мысли. Может, внукам станет лучше и легче».

 Источник: Светлова Л. Возрожденная святыня.

 

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск