Понедельник, Ноября 20, 2017
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Умельцы Устюженского района

Творчество Устюжан

Индекс материала
Творчество Устюжан
Вышивание крестиком
ВЯЗАНИЕ
КАРВИНГ
Модульное ОРИГАМИ
МЫ КУЗНЕЦЫ
Изонить
Все страницы

 

Современное народное творчество Устюжан!

е

     еНародное и декоративно - прикладное искусство  являются неотъемлемой частью художественной культуры Устюженского района. Создаваемые устюжанами и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство – все это народное творчество. Произведения прикладного искусства устюжан отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт населения, сохраняют историческую память о нашем древнем крае.н

     kПроизведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. В Устюженском районе наиболее распространены фольклор, вышивка, ткачество, кружевоплетение, резьба по дереву, ковка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

     В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.п

     Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры жителей и уроженцев Устюженского района; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют его чертами национальной традиции.Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства.

     Современное народное творчество устюжан  – праздник новых открытий, ярких впечатлений, дружеского общения, вызывает интерес и у взрослых, и у детей. Простейшие материалы, подаренные нам природой – дерево и глина, железо и шерсть – в руках устюженских умельцев превращаются в подлинные произведения искусства.

     Им присущи разнообразие форм, любовное исполнение, богатые цветовые решения, находчивость и искусство мастера, которые вкладывают в свои творения любовь и талант.

     Невозможно пройти мимо рукотворных изделий Татьяны БЕРЕЗОВОЙ (Зверьковой), уроженки деревни Лентьево и ее сестры Валентины, устюжанки Светланы ЛЕВИНОЙ, жительницы д. Лентьево Ольги ПАНКРАШОВОЙ. Сколько выдумки, фантазии в их произведениях. Только в руках мастеров обычные овощи, бисер, иголка и нитка могут приобрести такие причудливые формы, они наполнены теплом мастериц, которые их создали и только мастер может создать вещь, которой не налюбоваться!

     Вышивкой можно восхищаться до бесконечности: настолько тонко, художественно выполнены их работы.

    «От добрых рук ничего не уходит» – говорит народная пословица. Ведь вещь рукотворная хранит люпбовь мастера и тепло его рук.

     Для тех, кто готов творить, кто хочет познать секреты мастерства, мы приготовили эту страничку – народное творчество устюжан.

      Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из поколения в поколение. И наш сайт тому помощник.

     На страницах нашего сайта мы попытаемся рассказать о творческих людях – жителях и уроженцах нашего района. Вы увидите лучшие образцы современного искусства. Страницы будут постоянно совершенствоваться.

     Приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении темы современного народного творчества устюжан на форуме.

     Обращаем Ваше внимание, что большинство представленных  работ публично опубликовано впервые. Каждое произведение, представленное ниже, имеет своего автора. Обезличенных работ нет.

     При перепечатке - ссылка на сайт обязательна.

  Вы можете ПОСМОТРЕТЬ  авторские работы устюжан и добавить свои работы в нашем ФОТОАЛЬБОМЕ.

 

Раздел 1. В ы ш и в а н и е.

     Вышивание, рукодельное искусство украшать ткани разнообразными узорами. Вышивание было известно в глубокой древности сначала на Востоке, а потом греками и римлянами перенесено в Европу, и в эпоху возрождения достигло высок. степени совершенства. Различают работу по канве, гладью, выпуклую, сквозную, двухстороннюю, тамбурную, накладную и др., работу бумажными нитками, шерстью, шелком. Золотом, серебром, бисером и стеклярусом и др.

Икона "Казанская Божья Матерь", вышитая бисером. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.


     Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Икона Богородица "Умиление", вышитая бисером. Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

• Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:

     выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);

Икона Ангел Хранитель. Автор Т.Березовая, уроженка д. Лентьево.


     использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;

     эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету...

Пасхальное яйцо. Автор Анастасия Лауцис, г.Устюжна


• Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

• Бусина — составной элемент большинства этнических украшений (бус, четок, и т. д.) шарообразной формы, иногда граненые, с отверстием по диаметру. Бусины могут быть изготовлены из различных материалов. Традиционно бусины изготавливались из древесины, янтаря и других природных материалов. Отдельную категорию составляют стеклянные бусины, как цельные, так и пустотелые. Пустотелые бусины могли заполняться белым воском, что придавало определенное сходство с жемчугом. В настоящее время бусины могут быть изготавливаться из полимерных материалов, стекла в технике Лэмпворк . Часто количество бусин в украшении играет сакральную роль.

Золотой дождик и Элегия. Автор Анастасия Лауцис. г. Устюжна.


• Как альтернатива, пластиковые бисерины могут быть наплавлены на нить в процессе производства. Бисерины могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. Стекло, пластик и камень, пожалуй, наиболее распространенные типы материалов, однако бисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь), синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений. Три бусины, найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из раковин моллюсков приблизительно 90 000-100 000 лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Также бисер используется в вышивке и мозаике.

Икона "Спас Вседержатель", вышитая бисером. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

      Иконы и украшения несли обереговую и эстетическую функции, часто выступали символами власти и показателем определенного общественного класса. То, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности, и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнали о Боге, но и познаем Бога.

Икона "Богородица Милующая". Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево


     Через иконы святых угодников Божьих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Через икону мы получаем все освящающую благодать Святого Духа. По утверждению отцов Церкви, икона тоже есть молитва. Имея святыню-икону, не забудем об этом, ежедневно обратим взор к ней, поговорим с ней или словами молитвы, или тропаря, или просто постоим молча, душой прильнув к ней; и почерпнем в иконе просвещение, жизнь души и силу на каждый день.

Икона "СПАС ВСЕДЕРЖАТЕЛЬ", вышитая бисером. Автор - Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

     Икону очень часто называют окном в мир Божественного. И по ведению Церкви, каждая икона, созданная согласно православным иконописным канонам, уже чудотворна. Однако, силен Бог творить, чудеса и через стихии. Поэтому не следует смущаться тем, что почитаемые изображения вне канона также бывают чудотворными. Там, где икона не богословствует, она, по милосердию Творца, все равно источает благодать Божественной Любви. Технику шитья "вприкреп" бисером исстари использовали для шитья картин и икон, возможно, потому, что вышитая бисером икона напоминает мозаику древних христианских храмов Византии и Киевской Руси. Было это искусство коллективным. Ведь композицию, рисунок создавал иконописец - "знаменщик". Литургические или вкладные надписи писал другой мастер - "словописец", а "травники" придумывали узоры (травы) позамысловатей. Да и вышивальщицы разделяли свой труд: каждая делала ту работу, в которой была искусней всех. Шитье бисером, считалось самым искусным мастерством, и оценивались очень высоко.

c

    Икона Богородица неувядаемый цветок.  Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

Работали мастерицы в специально отведенных мастерских - светлицах, названных так потому, что под них отдавались самые светлые в доме комнаты. Такие мастерские были почти в каждом боярском или княжеском доме, в богатых домах торговых и служилых людей и, конечно, в женских монастырях.

     С приходом на Русь христианства женским "богоугодным делом" стало расшивание церковной утвари и различных Богородических икон. До наших дней сохранились иконы "Троица с бытием". Пелена. 118х133,5. Москва.1593г., "Предста царица". Одежда на престол 105х94. Москва 1602г., "Богоматерь Владимирская" Конец ХIX в. Москва., "Богоматерь Казанская с двумя предстоящими", Москва. Конец XVIII в. Все эти работы выполнены бисером вприкреп, с дополнением крупного жемчуга в окладе. Нимбы, контуры изображений и надписи частенько обнизывали жемчугом.

 



Яндекс.Метрика