Четверг, Декабря 13, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Умельцы Устюженского района

Творчество Устюжан

Индекс материала
Творчество Устюжан
Вышивание крестиком
ВЯЗАНИЕ
КАРВИНГ
Модульное ОРИГАМИ
МЫ КУЗНЕЦЫ
Изонить
Все страницы

 

Современное народное творчество Устюжан!

е

     еНародное и декоративно - прикладное искусство  являются неотъемлемой частью художественной культуры Устюженского района. Создаваемые устюжанами и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство – все это народное творчество. Произведения прикладного искусства устюжан отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт населения, сохраняют историческую память о нашем древнем крае.н

     kПроизведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. В Устюженском районе наиболее распространены фольклор, вышивка, ткачество, кружевоплетение, резьба по дереву, ковка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

     В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.п

     Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры жителей и уроженцев Устюженского района; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют его чертами национальной традиции.Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства.

     Современное народное творчество устюжан  – праздник новых открытий, ярких впечатлений, дружеского общения, вызывает интерес и у взрослых, и у детей. Простейшие материалы, подаренные нам природой – дерево и глина, железо и шерсть – в руках устюженских умельцев превращаются в подлинные произведения искусства.

     Им присущи разнообразие форм, любовное исполнение, богатые цветовые решения, находчивость и искусство мастера, которые вкладывают в свои творения любовь и талант.

     Невозможно пройти мимо рукотворных изделий Татьяны БЕРЕЗОВОЙ (Зверьковой), уроженки деревни Лентьево и ее сестры Валентины, устюжанки Светланы ЛЕВИНОЙ, жительницы д. Лентьево Ольги ПАНКРАШОВОЙ. Сколько выдумки, фантазии в их произведениях. Только в руках мастеров обычные овощи, бисер, иголка и нитка могут приобрести такие причудливые формы, они наполнены теплом мастериц, которые их создали и только мастер может создать вещь, которой не налюбоваться!

     Вышивкой можно восхищаться до бесконечности: настолько тонко, художественно выполнены их работы.

    «От добрых рук ничего не уходит» – говорит народная пословица. Ведь вещь рукотворная хранит люпбовь мастера и тепло его рук.

     Для тех, кто готов творить, кто хочет познать секреты мастерства, мы приготовили эту страничку – народное творчество устюжан.

      Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из поколения в поколение. И наш сайт тому помощник.

     На страницах нашего сайта мы попытаемся рассказать о творческих людях – жителях и уроженцах нашего района. Вы увидите лучшие образцы современного искусства. Страницы будут постоянно совершенствоваться.

     Приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении темы современного народного творчества устюжан на форуме.

     Обращаем Ваше внимание, что большинство представленных  работ публично опубликовано впервые. Каждое произведение, представленное ниже, имеет своего автора. Обезличенных работ нет.

     При перепечатке - ссылка на сайт обязательна.

  Вы можете ПОСМОТРЕТЬ  авторские работы устюжан и добавить свои работы в нашем ФОТОАЛЬБОМЕ.

 

Раздел 1. В ы ш и в а н и е.

     Вышивание, рукодельное искусство украшать ткани разнообразными узорами. Вышивание было известно в глубокой древности сначала на Востоке, а потом греками и римлянами перенесено в Европу, и в эпоху возрождения достигло высок. степени совершенства. Различают работу по канве, гладью, выпуклую, сквозную, двухстороннюю, тамбурную, накладную и др., работу бумажными нитками, шерстью, шелком. Золотом, серебром, бисером и стеклярусом и др.

Икона "Казанская Божья Матерь", вышитая бисером. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.


     Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Икона Богородица "Умиление", вышитая бисером. Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

• Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:

     выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);

Икона Ангел Хранитель. Автор Т.Березовая, уроженка д. Лентьево.


     использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;

     эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету...

Пасхальное яйцо. Автор Анастасия Лауцис, г.Устюжна


• Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

• Бусина — составной элемент большинства этнических украшений (бус, четок, и т. д.) шарообразной формы, иногда граненые, с отверстием по диаметру. Бусины могут быть изготовлены из различных материалов. Традиционно бусины изготавливались из древесины, янтаря и других природных материалов. Отдельную категорию составляют стеклянные бусины, как цельные, так и пустотелые. Пустотелые бусины могли заполняться белым воском, что придавало определенное сходство с жемчугом. В настоящее время бусины могут быть изготавливаться из полимерных материалов, стекла в технике Лэмпворк . Часто количество бусин в украшении играет сакральную роль.

Золотой дождик и Элегия. Автор Анастасия Лауцис. г. Устюжна.


• Как альтернатива, пластиковые бисерины могут быть наплавлены на нить в процессе производства. Бисерины могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. Стекло, пластик и камень, пожалуй, наиболее распространенные типы материалов, однако бисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь), синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений. Три бусины, найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из раковин моллюсков приблизительно 90 000-100 000 лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Также бисер используется в вышивке и мозаике.

Икона "Спас Вседержатель", вышитая бисером. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

      Иконы и украшения несли обереговую и эстетическую функции, часто выступали символами власти и показателем определенного общественного класса. То, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности, и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнали о Боге, но и познаем Бога.

Икона "Богородица Милующая". Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево


     Через иконы святых угодников Божьих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Через икону мы получаем все освящающую благодать Святого Духа. По утверждению отцов Церкви, икона тоже есть молитва. Имея святыню-икону, не забудем об этом, ежедневно обратим взор к ней, поговорим с ней или словами молитвы, или тропаря, или просто постоим молча, душой прильнув к ней; и почерпнем в иконе просвещение, жизнь души и силу на каждый день.

Икона "СПАС ВСЕДЕРЖАТЕЛЬ", вышитая бисером. Автор - Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

     Икону очень часто называют окном в мир Божественного. И по ведению Церкви, каждая икона, созданная согласно православным иконописным канонам, уже чудотворна. Однако, силен Бог творить, чудеса и через стихии. Поэтому не следует смущаться тем, что почитаемые изображения вне канона также бывают чудотворными. Там, где икона не богословствует, она, по милосердию Творца, все равно источает благодать Божественной Любви. Технику шитья "вприкреп" бисером исстари использовали для шитья картин и икон, возможно, потому, что вышитая бисером икона напоминает мозаику древних христианских храмов Византии и Киевской Руси. Было это искусство коллективным. Ведь композицию, рисунок создавал иконописец - "знаменщик". Литургические или вкладные надписи писал другой мастер - "словописец", а "травники" придумывали узоры (травы) позамысловатей. Да и вышивальщицы разделяли свой труд: каждая делала ту работу, в которой была искусней всех. Шитье бисером, считалось самым искусным мастерством, и оценивались очень высоко.

c

    Икона Богородица неувядаемый цветок.  Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

Работали мастерицы в специально отведенных мастерских - светлицах, названных так потому, что под них отдавались самые светлые в доме комнаты. Такие мастерские были почти в каждом боярском или княжеском доме, в богатых домах торговых и служилых людей и, конечно, в женских монастырях.

     С приходом на Русь христианства женским "богоугодным делом" стало расшивание церковной утвари и различных Богородических икон. До наших дней сохранились иконы "Троица с бытием". Пелена. 118х133,5. Москва.1593г., "Предста царица". Одежда на престол 105х94. Москва 1602г., "Богоматерь Владимирская" Конец ХIX в. Москва., "Богоматерь Казанская с двумя предстоящими", Москва. Конец XVIII в. Все эти работы выполнены бисером вприкреп, с дополнением крупного жемчуга в окладе. Нимбы, контуры изображений и надписи частенько обнизывали жемчугом.

 


ВЫШИВАНИЕ ЛОСКУТНОЕ и КРЕСТИКОМ

 

     Во все времена, у всех народов вышивка всегда отличалась разнообразием мотивов, узоров и приемами их выполнения, но наиболее распространенными можно назвать вышивание крестом, гладью и стебельчатым швом. Конечно, это древнее искусство развивалось постепенно, следуя за развитием текстильной промышленности и появлением новых видов тканей и ниток. Даже профессиональная канва, с которой имеют дело современницы XXI века, появилась не сразу – когда-то это была редкая, сетчатая ткань для вышивки крестом. Сетка накладывалась на полотно, а затем, по завершению работы, буквально выдергивалась по ниточке. Сегодня, благодаря новым технологиям, вышивание крестиком превратилось в увлекательное и очень красивое рукоделие, за которым так приятно проводить вечера, отдыхая душой от повседневных забот.

Икона "Троеручница". Все работы ниже - Автор В.Зверева (Зверькова), уроженка д. Лентьево.


     Умение вышивать крестом наряду с умением танцевать, рисовать и играть на фортепиано всегда ценилось, считалось признаком хорошего воспитания, недаром образ девушки за рукоделием всегда вдохновлял художников. Да и сегодня вышивка крестиком считается модным и вполне «светским» увлечением, тем более что для рукоделия сейчас можно приобрести решительно все, буквально не выходя из дома. 

л

     Вышивка крестом — из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.


     Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет.

p003050209

     Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Канва

     В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.

     Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.l

     Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

     Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.

     В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков).

Наборы и схемы для вышивки крестиком

     На сегодняшний день для того, чтобы заняться вышивкой, достаточно приобрести в магазинах рукоделия специальные наборы для вышивки крестиком. В них есть всё необходимое, кроме ножничек для подрезки нитей. Основное различие этих наборов заключается в компонентах, которые в них вкладываются.

     При выборе набора необходимо обратить внимание на размер вышивки, производителя и качество мулине. Мулине может быть шерстяным, шёлковым, металлизированным или хлопковым. В набор его вкладывают или целыми мотками, или развешивают на специальные органайзеры, или вкладывают порезанными в пучке. В последнем случае придется разбирать мулине по тонам самостоятельно. В наборе очень важна схема, по которой вышивается картинка. Символы на схеме должны хорошо читаться — быть достаточно крупными и контрастными. Схема может быть как черно-белой символьной, так и цветной, с символами или без них.

     Сегодня в магазинах рукоделия и киосках с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями.

   Нынешняя компьютеризация не обошла и вышивку крестом. Получили распространение многочисленные программы, использующие алгоритмы, которые генерируют схему для вышивки из сканированной картинки.

Виды

• Простой крест начинают вышивать слева снизу по диагонали направо вверх, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. [1]

• Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика.

• Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.

• Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.

• Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.[2]

• Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.

• Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.

• Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.

• Крест «Звёздочка» — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.

• Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).

Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.

Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.

Лоскутное шитье

Настенное панно "Вихрь" и "Фантазия". Техника Барджелоо. Автор С.Левина, устюжанка.

 


В Я З А Н И Е

     еРучное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.

     Сегодня ручное вязание привлекает все больше людей, покоряя своей красотой и широкими возможностями для проявления творческой фантазии. Сам процесс вязания способен доставить огромную радость. Разнообразие приемов, богатый выбор цветовых и орнаментальных решений, нестандартность фасонов и моделей позволяет создавать одежду, соответствующую вкусам, характеру, носящую неповторимый отпечаток Вашей индивидуальности. Умение вязать не только доставит Вам эстетическое наслаждение, но и поможет найти свой стиль.

     Вязание, трикотажные изделия всё больше входят в нашу жизнь, причем не столько в виде привычных свитеров для тепла, сколько в виде интереснейших моделей из самой разнообразной пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Только вязание сделает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.

     Известно, что стресс практически полностью уничтожает творческое начало в жизни человека. И одним из наиболее эффективных современных средств борьбы со стрессом психологи считают такое незамысловатое хобби наших бабушек, как вязание. Ведь, создавая свитер или носок, человек не только успокаивается, но и способен практически полностью реализовать свою потребность в творчестве.

     Вяза́ние — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

    

     Вязание на спицах. Работы Юлии Казымовой (Морозова), г. Устюжна.

     Вязаные, трикотажные изделия всё больше входят в нашу жизнь, причем не столько в виде привычных свитеров для тепла, сколько в виде интереснейших моделей из самых разнообразных типов пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Только вязание сделает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.

     Вязание спицами - это "спицетерапия", для тех, кто любит мастерить, фантазировать, реализовывать свои идеи. Вязание спицами по своей красоте и самобытности ничуть не уступает машинному трикотажу.

Инструменты и материалы

     Круглые спицы

     Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Желательно, чтобы спица на одном из концов имела ограничитель для предупреждения соскальзывания петель. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц, где между тремя (четырьмя) спицами распределяются петли изделия, а ещё одна — рабочая. Жгуты, косы, различные переплетения выполняются с помощью вспомогательной спицы или петледержателя.

     Плоское вязаное полотно выполняется на двух спицах, либо на кольцевых. Оно вяжется в прямом и обратном направлениях и имеет лицевую и изнаночную стороны. Цилиндрическое полотно вяжется по кругу только по лицевой стороне.

     Спицы не должны быть слишком острыми, чтобы не расщеплять нить и не ранить руки, ни слишком тупыми, чтобы не затруднять ввод рабочей спицы в петлю. Для обозначения размера спиц применяются номера, соответствующие её диаметру в миллиметрах (например, спица № 4 имеет диаметр 4 мм).

     Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Однако, в зависимости от того, какое изделие предполагается получить, возможны вариации. При вязании тонкими спицами из толстой пряжи полотно получается более плотным, спицами же большого диаметра из тонких ниток — рыхлое, ажурное.

     Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная.

     Основные виды петель

     Основные виды петель — лицевая, изнаночная, накид, кромочная. С их помощью создаётся всё многообразие узоров трикотажа, связанного на спицах.

     Прежде чем начать работу над изделием, необходимо связать образец размером ок. 10х10 см. С его помощью определяется количество петель и рядов на сантиметр вязаного полотна, что позволяет достигнуть точности в размерах изделия.

     Процесс вязания на спицах начинается с набора необходимого количества петель на две сложенные спицы — создания начального ряда. После набора одна из спиц (рабочая) вынимается, а петли остаются на спице, которая берётся в левую руку. Существует два способа вязания: английский, когда нить от клубка (рабочая) удерживается правой рукой и, при образовании новой петли, подхватывается правой спицей, и германский (континентальный) — рабочая нить находится в левой руке и набрасывается на правую спицу.

     Вывязывание лицевой петли — рабочая нить располагается за полотном. Правая спица вводится слева направо в петлю на левой спице, захватывается накид и вытягивается. На правой спице остаётся лицевая петля, петля же с левой спицы (предыдущего ряда) сбрасывается. При вязании лицевыми петлями по лицевым рядам и изнаночными по изнаночным образуется гладкое полотно (лицевая гладь) с вертикальными полосами, напоминающими косы. Такая вязка называется также чулочной или кулирной гладью. При вязании лицевыми петлями и в лицевых и в изнаночных рядах получается более толстое полотно с горизонтальными полосами — эта вязка называется платочной. Вытянутая лицевая петля получается, если рабочая спица вводится не в петлю предыдущего ряда, а на ряд (два, три и т. д.) ниже.

     Вывязывание изнаночной петли — соответствует вывязыванию лицевой петли, но рабочая нить располагается перед полотном, а рабочая спица вводится справа налево. Чередованием лицевой и изнаночной при нечётном количестве петель в ряду вяжется так называемая резинка — очень растяжимое полотно. Резинкой обыкновенно вывазывается низ и манжеты свитеров и кофт, а также изделия, сильно облегающие фигуру.

     Накид — рабочая нить набрасывается на правую спицу или подхватывается ей. В изнаночном ряду накид провязывается как обыкновенная петля. Накиды применяются для образования ажурного узора (образуют отверстия в полотне) и для прибавления петель. Если при добавлении петель в узоре нежелательны отверстия, то в изнаночном ряду накид провязывается скрещенной петлёй.

     Вывязывание скрещенной петли. Скрещенной называется та петля, стенки которой расположены крест-накрест. Скрещенная петля вывязывается из обычных лицевых и изнаночных петель. При провязывании ряда изнаночных петель за переднюю стенку, а следующего — лицевыми за заднюю стенку, петли предшествующего ряда становятся скрещенными. Полотно из скрещенных петель обычно более плотное и меньше растягивается. Из них вяжутся вещи, к прочности которых предъявляются особые требования (носки, варежки и т.д.). Недостаток вязаного полотна из скрещенных петель — его перекос (особенно это заметно при вязании чулочной гладью), так как петли повёрнуты под углом относительно его поверхности.

     Кромочная петля — петли, с которых начинаются и которыми заканчиваются ряды. Первая крайняя петля снимается на рабочую спицу без провязывания. Последняя петля каждого ряда провязывается изнаночной, если надо получить ровный край вязаного полотна или лицевой петлей, если требуется зубчатый край. При вязании пряжей разных цветов первую петлю ряда при переходе на другой цвет следует провязать лицевой, чтобы закрепить новую нитку в кромке.

     Снятая петля — петля, снятая на рабочую спицу без провязывания.

     Убавление и прибавление петель. При убавлении петель две петли вяжутся как одна. Для убавления с наклоном вправо две петли провязываются как одна лицевая, с наклоном влево — первая петля снимается непровязанной, вторая провязывается лицевой и протягивается через первую. Прибавляются петли с помощью накидов, провязываемых в следующем ряду как лицевая или изнаночная.

Вязание крючком.

     qИсследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия – очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.

Фигурки ангелочков, салфетки, связанные крючком. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево

    rВ конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют "вязание в воздухе", когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко повторить.

Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать. Рейго также утверждала, что она изобрела кружевное вязание крючком, которое сегодня называют ирландским кружевом.

Сегодня вязание крючком и спицами завоевало первое место среди любительниц рукоделия.


н    


     В наше время вязание разнообразно своими техниками, узорами, способами.

      Вязание – это как раз тот вид искусства, в который каждый может внести свой вклад, не боясь мнения строгих критиков.

     Чего только нельзя связать! Одежду, игрушки, украшения, обувь и еще много-много всего.

     Оригинальны и красивы изделия связанные крючком .

     Сейчас особенно модно использовать различные виды техник кружева.

     Самое сложное кружево крючком - ирландское. Но оно же и самое красивое. Объемные цветы, листья, завитки на фоне тонкой изящной сетки - это работа для мастера. Но попробовать всегда стоит. Главное желание и терпение.

     Вязание крючком одно из самых первых изобретённых человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским.

     По мнению эксперта Анни Поттер (Annie Potter) — «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как 'crochet lace' во Франции и 'chain lace' в Англии». Также известно о том, что примеры вязания были найдены в индейских племенах в начале XX века. Вероятно, что вязание крючком происходит от китайского рукоделия — очень древней формы вышивки.

     В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

     В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче чем спицами.

     Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные  узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений (салфетки, занавески и т. д.). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек - амигуруми.

Крючки и нитки. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм).

Крючки диаметром 3—6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).

Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязанное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Фактура полотна, вязанного крючком отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчато-бумажные нитки.

Основные приемы вязания крючком

Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относят:

• Выпуклый столбик

• Воздушная петля

• Полустолбик

• Столбик без накида

• Полустолбик с накидом

• Столбик с накидом

• Столбики с двумя, тремя и более накидами

На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания:

• Листик

• Пышный столбик

• Бугорок

• Полуколечко

• Колечко

• Шишечка

Повальное увлечение вязанием захлестнуло мир несколько лет назад. Психологи объясняют это феномен реакцией на возрастающий стресс повседневной жизни и засилье технологий, отрицающих ручной труд и творческую инициативу. Кроме того, несколько последних десятилетий во всем мире царствовал феминизм, которые отрицал такие извечно женские увлечения, как вязание. По мнению феминисток, оно ассоциировалось с порабощением женщины, с ее привязыванием к дому и семье и отсутствием свободы. В последние годы столь радикальные взгляды уже не популярны, а потому увлечение вязанием становится все популярнее.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) – «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как 'crochet lace' во Франции и 'chain lace' в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.

Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

 


 

КАРВИНГ - искусство красивого стола.

Все представленные образцы из коллекции Т.Березовой (Зверьковой), уроженки д. Лентьево.

w

     Карвинг по-английски означает «вырезание». Карвинг бывает, в первую очередь, по дереву и камню. Конечно, по кости и по льду. В кулинарии применяется карвинг по овощам и фруктам, по шоколаду, по сыру и т. п.

     В принципе, карвинг (резьба) возможен по любому режущемуся материалу

     Карвинг по овощам и фруктам зародился много лет назад на Востоке, и за тысячи лет стал там частью национальных традиций. Мастера карвинга передавали свои знания по наследству.

 .  В СССР овощной карвинг, конечно, существовал, но культивировался очень слабо в связи с бедным ассортиментом овощей. Резьба по сырому картофелю или свекле не могла быть украшением банкета. То ли дело современные продукты! Круглогодично арбузы, дыни, папайя, манго, дайкон и т. п.

     Кроме того, в России не было ни учебников не специализированного инструмента. Последние 6 лет это искусство стало доступно всем желающим достичь вершин в деле декоративного оформления блюд. В 2004 году в России появилась Академия карвинга. и овощной карвинг стал неотъемлемой частью всех кулинарных соревнований.

СОВРЕМЕННЫЙ КАРВИНГ — СУЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ СПОСОБОВ УКРАШЕНИЯ БЛЮД и ОФОРМЛЕНИЯ СТОЛА

     Красиво оформленное блюдо — важный элемент современного ежедневного и праздничного стола. Украшения преображают даже привычные блюда, всегда радуя детей и взрослых. И фигурная резьба по овощам и фруктам в этом немалое подспорье.e

    При этом для европейского повара важно иметь хороший художественный вкус, соблюдать чувство меры и, главное, не забывать о кулинарной сущности блюд. Ведь даже самым изящным образом нарезанный по всем правилам карвинга арбуз все равно остается не более, чем обычным арбузом, а красиво изрезанная ажурными карвинг-кружевами сырая тыква вообще не очень съедобна.

     Занимаясь карвингом, не надо забывать, что основная задача искусства повара — это приготовление хорошей еды, а не создание скульптурных сооружений.

   Рассматривая весьма сложные и тщательно исполненные изделия мастеров карвинга, всегда учитывайте, что они предназначены для украшения выставок или дорогих банкетных столов, т.е., как и цветы на столе, более предназначены для эстетического наслаждения, а не для употребления в пищу. Для домашней практики такое слишком дорого и трудоемко.

     Приемы ДОМАШНЕГО КАРВИНГА много проще и предоставляют широкие творческие возможности в украшении блюд при минимальных затратах времени и труда.w

    Домашний карвинг на своей кухне вместе с детьми, как и другие совместные увлекательные домашние занятия, способствуют сплочению семьи и развитию у детей многих необходимых творческих и трудовых навыков.

                           Из истории карвинга

     Искусство вырезания из овощей и фруктов возникло много столетий назад в перенаселенной Юго-Восточной Азии как необходимое средство украшения скудного, преимущественно растительного, домашнего стола.

     Население исторической Европы, имевшее достаточное количество самых разнообразных и полноценных продуктов (домашние животные, красная, мелкая и пернатая дичь, рыба, морепродукты, зерновые, овощи и др.) в излишнем украшении блюд не нуждалось. Здесь даже на столах королей в первую очередь были важны полноценность исходных продуктов, вкус и насыщаемость блюд.

     Проходя через столетия, в каждой из восточно-азиатских стран карвинг постепенно приобретал свои особые черты, зачастую существенно отличаясь друг от друга.

     Весьма схожи между собой техники мастеров Китая и Японии — там принято вырезать изображения иероглифов, людей и животных с использованием трафаретов и выемок. Это могут быть традиционные рисунки с драконами, поздравительные надписи и боевые сцены.

     А вот в государственной символике Таиланда повсеместно присутствует орхидея. Поэтому именно тайские мастера предпочитают вырезать из фруктов и овощей разнообразные цветочные композиции. Они используют тонкий и узкий так называемый "тайский" нож в сочетании с резцами разной формы.

     Китайской технике карвинга, использующей трафареты, выемки и формочки, обучиться легче, но в ней нет той утонченности и изысканности, которой можно достичь с помощью тайской ручной работы ножом и резцами.

                 Современный европейский карвинг

     Пришедшая в Европу мода на восточную кухню первоначально вызвала интерес к карвингу по овощам и фруктам именно у поваров ресторанов. Резной орнамент способствует ранее необычной, а потому привлекательной сервировке ресторанного стола.

     Сейчас ни одна кулинарная выставка или продуктовое шоу не обходится без демонстрации украшения столов различными резными композициями из овощей и фруктов.

r     Частично это объяснимо отсутствием в последнее время новых существенных изобретений и идей в кулинарии.

  В жесткой конкуренции за привлекательность и оригинальность ресторанные повара все чаще используют в своей практике как сомнительные сочетания продуктов, выдаваемые ими за "новое слово" в кулинарии (например, свинина с суфле из лосося и красной икры с ежевичным вареньем и припущенной папайей), так и внешне яркое, броское оформление и украшение блюд.

               Домашний карвинг

      ДОМАШНИЙ КАРВИНГ, как один из многих способов украшения стола, может быть успешно использован в оформлении ежедневных и праздничных домашних блюд.

     Начинающему домашнему кулинару рекомендуется также овладеть существующим богатством основ кулинарного искусства и многими самыми разнообразными приемами украшения блюд.

    Для обучения карвингу надо только взять в руки нож и самостоятельно проделать  указанное в книгах по карвингу.

     И все получающиеся съедобные "обрезки" продуктов следует использовать для приготовления других блюд - супов, салатов, винегретов, пюре, сложных гарниров, начинок для пирогов и др.е

    С помощью вполне доступной даже подросткам техники карвинга несложно оригинально украсить многие ежедневные и праздничные блюда, сделать их более аппетитными и визуально привлекательными (см. КАРВИНГ-2. Обучение технике домашнего карвинга с пошаговыми фото). Эти приемы можно применять и для украшения банкетных блюд.

     Пользуясь естественным интересом людей ко всякой новизне, сейчас в России организовано множество продаж наборов инструментов для карвинга  пособий по карвингу и разных платных курсов обучения карвингу.

     Можете быть уверены, что в вашей домашней кухне большинство приемов азиатского карвинга окажется бесполезным из-за непомерных затрат времени для их применения, большая часть инструментов из наборов ляжет мертвым грузом, а многие обучившиеся за плату "профессиональному" карвингу не найдут работу — везде в мире существует очень немного ресторанов, посещаемых слишком богатыми "гостями", готовыми платить сверх меры за всякие редкие изыски оформления (которым на кратких курсах вас не научат).

     На тему искусства карвинга выпущено немало пособий, а некоторые крупные отели в Таиланде непременно организуют для европейских и американских туристов краткие платные курсы.

     Туристам в Таиланде экскурсоводы убедительно рассказывают, что это "тайное" искусство передавалось мастерами восточного карвинга по наследству, из поколения в поколение. Но это нечто из области детских восточных сказок для маленьких несмышленышей, хотя весьма способствующее раскручиванию прибылей сравнительно недавно появившегося азиатского карвинг-бизнеса для отдыхающих европейских и американских обывателей.

     Жителей Азии, знакомых со спецификой Востока, на эту "удочку" не поймать, и для них такие экскурсии, обычно, не проводятся. Ведь жители Азии знают, что на "таинственном" Востоке из поколения в поколение передаются профессии и уличного торговца, и разносчика воды, и погонщика ослов и верблюдов... Таким же образом передается и примитивное ремесло нарезки овощей и фруктов для продаж на базаре.

      Конечно, человек, с детства обученный великому искусству вырезания (ваяния), в зрелом возрасте будет создавать прекрасные скульптуры, скульптурные и архитектурные сооружения, украшения, а не резать изо дня в день шкурки овощей и фруктов.

     РЕАЛЬНО В РЕЗЬБЕ ПО ОВОЩАМ ВСЕ ГОРАЗДО ПРОЩЕ

   Искусству карвинга легко научиться самостоятельно, чтобы использовать его в своей домашней практике, внося разнообразие во внешний вид блюд.

Возможны два творческих подхода домашнего кулинара:                                  Рог изобилияt

— или к имеющемуся плоду придумать подходящий для него узор;

— или для выбранного рисунка найти нужный плод.

     Оформление блюд с помощью карвинга может быть самым различным. Ваша семья не устанет удивляться сотворенному вами "волшебству", а дети с радостью будут кушать овощи и фрукты.

     Оформление овощей и фруктов фигурной резьбой сделает праздничным даже обычный обед. Сделайте для ребенка простую "хризантему" из пекинской капусты, а из моркови подобие еловой шишки или лилии — и он съест блюдо с радостным аппетитом.

     Всегда есть возможность самостоятельно научиться основам карвинга и декорирования блюд теми простыми инструментами, что есть под рукой — ножом и ножницами.

     И пусть вас не смущает, что вы пока не очень умелы. Дорогу осилит идущий!


КАРВИНГ — ЭТО ИСКУССТВО ДЛЯ КАЖДОГО НА СВОЕЙ КУХНЕ.



 


 

МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ

     На страничке представлены авторские работы О.Панкрашовой, жительницы д. Лентьево.

     В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.

г

     Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний. Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

     В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

     Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.

     Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках.

     Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.е

     Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.

     После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

     Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

     Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.

е     В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

     А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

     Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.

     Неверно было бы утверждать, что оригами является чисто японским искусством. Не мало стран может также похвастаться собственными достижениями в области складывания бумажных фигурок из целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами.

     Очень ярким примером, подтверждающим этот факт, стала Испания. Местные мастера открыли свой непревзойденный метод складывания птичек «пахарит» (в Мескике эту фигурку позже стали называть немного по-другому — «паярит», который значительно отличался от японских руководств по оригами). В Испании даже была образована «испанская школа» под тонким руководством философа Мигуеля Уманумо. Здесь были разработаны новые методы складывания классических фигурок, а также изобретены новые, до этого неизвестные даже классикам — японским мастерам. Под испанским влиянием оригами, ставшее за очень короткое время популярным искусством, распространилось и в Латинскую Америку.щ

     Вместе с бумагой оригами захватило почти весь мир. Со временем оно пришло и в Америку, Африку, Италию, Данию, Корею и многие другие страны мира. Данное искусство так же как в Японии покорило все знатные дома Европы, а потом распространилось и на все сословия. Но когда бумага еще оставалась довольно редким и дорогим материалом, вместо нее часто использовали ткань. Часто из лоскутов складывали головные уборы для монахинь, сестер милосердия, горничных. С помощью оригами создавались воротники, манжеты и другие украшения для одежды.

     В России оригами долго считалось детской забавой. Если верить историкам, то первым моду на оригами ввел юный наследник престола Николай II. А познакомил его с этим искусством филолог из Кембриджа — Чарльз Сидней Гиббс. Он был приглашен в Россию в начале двадцатого века, чтобы вести уроки английского для молодых цариц.

     Через некоторое время к занятиям по английскому языку присоединили и малообщительного больного царевича. Он много капризничал и часто просто мешал занятию. Поэтому, чтобы хоть как-то привлечь внимание ребенка, Гиббс сложил из листа фигурку птицы, потом животного... потом цветок. Это занятие так захватило царственных отпрысков, что каждое новое занятие теперь начиналось с обучения складыванию новой фигурки из бумаги.

     По другим источникам оригами пришло в Россию еще раньше. И особой любовью к искусству целого листа отличался великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он целиком освоил японскую технику складывания различных фигурок из бумаги. И часто экспериментировал, создавая свои собственные уникальные произведения.

     Во Франции искусство оригами распространилось в конце девятнадцатого века. По всей территории оно распространилось с помощью бродячих артистов, циркачей и фокусников. Они удивляли и поражали воображение зрителей, когда показывали, как прямо у них на глазах можно из одного целого листа бумаги сложить птиц, у которых двигаются крылья, цветы с объемными многочисленными лепестками, лягушек, которые подпрыгивали после нажатия на фигурку. После фокуса странствующие артисты возвращали лист в первоначальное состояние.

 г    Вскоре по всему свету самые великие люди отдавали должное новому интересному занятию. Среди самых известных оригамистов стоят такие имена как Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, американский иллюзионист Гудини. Еще один фокусник Роберт Харбин создал целую передачу об оригами. Он долго собирал всевозможные материалы об этом искусстве, с том числе и о его японских истоках. И в итоге в 1945 году была запущена первая телепередача об оригами «Мистер Правая и Левая Рука». Сначала она выходила редко, но с ростом популярности оригами стала регулярной. А через одиннадцать лет была выпущена его первая книга об оригами. Вскоре у него появилось множество поклонником и единомышленников, которые объединились в целый клуб British Origami Society.

     Организация BOS очень быстро развивалась и расширялась. Очень скоро число перевалило за тысячную отметку. А прототипы и двойники его стали появляться повсеместно. В итоге маленький кружок очень быстро разросся в целый клуб любителей оригами. Наконец был создан главный центр, который занялся созданием и образованием подобных организаций в других странах. Итогом стали 44 действующих клуба в 28 странах мира.

     Во время второй мировой войны оригами пришло в упадок. В то тяжелое время мало кто был готов отвлекаться на игрушки и бумажки. Но как только мирная жизнь снова нормализовалась, искусство также начало возрождаться из пепла, как и города, разрушенные сильнейшими бомбардировками.

     Новым подъемом оригами обязано мастеру Акира Йошизава. Перенеся все тяготы войны, он решил посвятить свою жизнь изобретению новых фигурок. Используя полученные военные знания он рисовал чертежи новых изделий и тут же представлял себе процесс складывания их от самого первого до последнего сгиба. Через несколько лет у него уже имелась масса наработок, которые можно было передавать ученикам.

     Вместе с новаторской методикой он получил всемирную известность. А министерство иностранных дел Японии, вдохновившись его примером, решило поспособствовать распространению национального искусства за рубежом. Йошизава был отправлен в длительную командировку в Европу, которая носила цель наладить дружественные связи со всеми странами. Универсальность и притягательность средства не подвергалась никакому сомнению.

     Он побывал во многих странах, в том числе и в России в 1978 году. Йошизава пропагандировал оригами. И искусство целого листа полюбилось и прижилось в большинстве государств, которые он посетил. И хотя теперь уже во многих странах сложились свои традиции оригами, но несомненным лидером в этой области была и остается ЯНаш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись — это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали. Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории — легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом.

     Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

     Сама легенда звучит примерно так. Когда-то давно на земле жил очень бедный мастер, который всю свою жизнь посвятил оригами и был удивительно добр ко всем и ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом раздавал детям. Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным».

     Вскоре и правда как по пророчеству монаха началась война. Молодые ушли сражаться, но конца этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе и по вкусу. На глазах у гостей мастер свернул из листа журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел — он был вестником мира. Люди поверили в себя, вдохновились и вскоре победа была за ними.

г     После второй мировой войны журавлик стал настоящим символом мира и свободы. А также символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с определенной легендой, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она была больна лучевой болезнью. В больнице она начала складывать фигурки из бумаги. Малышка верила, что история про тысячу журавлей, которые исполняют желания — неподдельная истина. Мечтая выздороветь, она один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на всей планете.

     Но мечте не суждено было сбыться. Сложив только 644 журавлика, девочка умерла 25 октября 1955 года. Но идею подхватили многие люди по всему миру. И новые и новые журавлики стали «прилетать» в музей мира. Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира.

     По другой легенде фигурки оригами хранят в себе часть души человека, который ее сделал. Считается, что складывая фигурки, мастер вкладывает в них частичку себя. Рассказывают, что однажды одного богатого человека отблагодарили, подарив ему большой оригамный шар. Но он не нашел ему применения у себя дома и подарил своей старой матери, которая жила отдельно. Однажды ее сын заболел, но злая невестка не пустила старую мать даже на порог. Потом он умер. Когда к матери пришли сообщить это скорбное известие, она уже все знала, потому что в минуту смерти ее сына, шар, подаренный им, упал и рассыпался на части.

     Создавать оригами стоит только в хорошем расположении духа. Японцы верят, что все изделия, сделанные в плохом настроении, надо сжигать. Никогда не стоит такие фигурки дарить друзьям, чтобы на них не напала никакая хворь. А если дар мастера в какой-то момент будет испорчен, разорван или выброшен, то уже заболеет сам мастер. Именно по этой причине оригамисты просят хранить свой подарок, как талисман и редко дарят свои изделия незнакомцам.ш

     В то же время люди верят в успех и удачу, которые принося талисманы оригами. Поэтому часто они используются как символы. Например, всем известный значок автомобильной фирмы Митцубиши есть не что иное, как фигурка оригами. Стоит только поверить в хорошую силу фигурки, как она тут же становится чуть ли не магическим талисманом на удачу. Об этом повествует еще одна очень интересная легенда.

     Одна богатая девушка никак не хотела принимать ухаживания бедного юноши. А он каждый день клал на ее подоконник букет цветов. Но потом наступила зима. Живых цветов больше было не найти. Тогда он начал делать их из бумаги, вкладывая в них всю свою любовь. Обычно цветы с подоконника выбрасывала горничная, но однажды позабыла это сделать. И девушка все-таки взяла в руки прекрасный бумажный нарцисс, который источал настоящий, живой аромат. Девушка положила цветок в шкатулку и на следующий день обнаружила, что все-таки запах действительно исходит от бумажного цветка. Тогда она была растрогана, поняла насколько сильна любовь бедного юноши и приняла его ухаживания.

     Фигурки оригами действительно обладают особой энергией. Один парапсихолог решил замерить биоэнергетику оригами изделий. Он был поражен, когда установил, что в помещениях, где в качестве украшений используются оригами, положительная энергетика во много раз превышает энергетику в обычных комнатах. Поэтому фигурки оригами даже пытаются применять для врачевания.н

     Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках. 

     С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения. Использование элементов оригами в других предметах значительно упростит процесс обучения, разнообразит его и позволит привить детям интерес к занятию. Уходя с урока, ребенок будет еще долго помнить радость, которую доставило ему интересное, необычное занятие.

     В 1941 году в Японии был издан первый учебник по оригами для школьников. Этот учебник интересен тем, что надолго завоевал внимание и доверие учителей и учеников. В нем рассказывалось множество различных методик складывания фигурок из бумаги. При этом фигурки были от самых простых до сложнейших мастерских оригинальных методик.

     Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел — геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств. Усвоив основы оригами, они легко смогут увидеть и применить его отражения в таких сферах жизни, как реклама, сервировка стола, упаковка подарка и многих других.

     В начале двадцатого столетия оригами было исключительно модным веянием. Поэтому девушек в обязательном порядке учили различным техникам складывания фигурок из бумаги, так как считалось, что любая образованная женщина должна обладать этими навыками. В определенный период оригами было обязательным предметов в женских школах. Но потом педагоги сочли это занятие бесполезным и неинтересным.г

      Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей.

     С другой стороны оригами активно используется в индустрии развлечений и праздников. Стоит вспомнить лишь традиции празднования Нового года во многих странах. Именно в этот период года оригами оживает каждый раз с новыми силами. Фигурки из бумаги вдруг заполоняют все вокруг и приносят ощущения праздника в дома и на улицы городов.

      Оригами часто используется в украшении рождественской елки, что позволяет не только значительно сократить расходы на праздновании, но и занять беспокойных детей интересным и увлекательным занятием.

     Во многих городах традицией стало в огромном павильоне размещать новогоднюю елку, которая украшается исключительно оригамными фигуркам, которые привозятся для нее со всех концов света. Эта елка становится «деревом мира» в период новогодних каникул. Это дерево становится символом объединения народов, мира и того, что все население Земного шара, объединившись, свободно совершить чудо.

     Не только игрушки, но и сами елки теперь делают из бумаги. Не так давно в США при поддержке обществ защиты природы были созданы необычные — целиком бумажные — елки. Начинание американских «зеленых» подхватили европейские коллеги. А теперь оригамные елочки можно встретить по всему миру. Самая большая их них была создана в 1993 году в Нидерландах. В городе Ейндовене в центральном павильоне была установлена 15-метровая бумажная новогодняя елка. Дерево было украшено неисчислимым множеством разнообразных разноцветных бумажных игрушек.

г     И все же Новый год не остался единственным праздником оригами. В США в штате Северная Каролина проходит ежегодный недельный фестиваль оригами. Впервые инициатором этого действия стал американский очень известный шоу-мен и продюсер Джонатан Бакстер. Он в своем родном городе Шарлотте ежегодно устраивает спектакль, в котором все роли отданы бумаге.

     В праздновании всегда задействовано и местное население. Дети и взрослые складывают множество бумажных фигурок и украшают ими здания, холлы, улицы, собственные дома. Каждый год Бакстер преподносит своему городу удивительный сюрприз из бумаги. Когда-то это был аэропорт полностью украшенный техниками оригами. А в какой-то год в главном холле города был выставлен скелет тиранозавра в полную величину, целиком сделанный из бумаги.

    Так что предела человеческому воображению и возможностям бумаги нет.

     Подобно любому виду искусства оригами не застыло на месте в двенадцатом веке. Постепенно оно преобразовывалось, нарабатывало опыт и традиции. Создавались различные школы в зависимости от географического положения и новаторских принципов. На данный момент оригами-произведения создаются не только из бумаги, но и из металла, фольги и других материалов, в которых изделия оригами выглядят еще более оригинальными и занимательными.

     Привлечение новых материалов в техники оригами связано, в основном, с желанием авторов продлить срок службы своих произведений. А бумага, увы, подвержена любым механическим повреждениям. Поэтому более прочные материалы, хоть зачастую и сложнее в реализации, но намного прочнее и долговечнее. Металлические изделия просто так не порвешь, да и, чтобы деформировать его, придется приложить значительные усилия.к

     Тонкая бумага очень удобна при складывании фигуры, а вот форму она держит плохо. Чтобы исправить эти недостатки была разработана новая технология, которая получила рабочее название «серебряный сэндвич». Сэндвич — потому что использована идея многослойности. А серебряный — потому что важным слоем будет являться обычная тонкая кулинарная фольга. Если между двумя слоями бумаги проложить слой фольги и проклеить их. То изделие из таких трехслойных квадратов будет отлично держать форму, а также многослойность материала добавит рельефности фигурке оригами.

     Но и этот метод некоторым показался недостаточно надежным. Поэтому стали появляться умельцы, которые складывали оригами из листового металла. Чтобы работать с гибкой сталью, которая в данном виде наиболее удобна, мало навыков школ оригами. Нужно также иметь определенный опыт работы с металлами. Такие технологии были впервые применены в Поволжье, но пока не получили существенного распространения.

     Очень интересной является деятельность оригамистов, которые работают с самыми миниатюрными изделиями. Сегодня они под лупами и другими увеличительными приборами складывают произведения японского искусства, которые умещаются на подушечке пальца. Такие изделия еще сильнее подвержены разрушению из-за своих размеров. Но в оригами важен именно полет творческой мысли, процесс. А не результат. Здесь неважно остаться в годах и веках. В оригами приходят за свободой творчества и развитием сообразительности.

     А вот в Санкт-Петербурге одна жительница известна практически всему миру оригами благодаря своим иконам из золотой бумаги. Дело в том, что выполняет она их как раз в технике оригами. Здесь же ученики одной из школ создают громадные композиции из упаковочных коробок. А также можно в конце каждого месяца посмотреть специальные сценки, главные герои которых — библейские персонажи или герои известных мультфильмов, сделаны как раз оригамистами и соответственно в этой технике.

щ     А в Канаде все больше обращаются к классике оригами. Художник Бриан Кокс создал несколько тысяч бумажных журавликов, которые издревле считались символом свободы и благополучия. Всех их он объединил в самый большой в мире мобиль. И когда дует легкий ветерок или кто-то проходит мимо него, тысячи маленьких птичек приходят в завораживающее движение. Они трепещут как настоящая стая.

     Несомненно, достижением оригамного искусства можно считать проникновение бумажных фигурок в серьезный взрослый театр. Из бумаги не делают новые маски или декорации. Они служат совсем другим целям, а не обновлению обветшалого реквизита. Не так давно правительство Москвы, центр современной хореографии и клуб оригами приняли решение об оказании совместной посильной помощи в поддержании данного вида изобразительного искусства. Для этого они стали активно пропагандировать внедрение изделий оригами в оригинальные театральные постановки.

     Первой большой премьерой в новом стиле стала постановка «Взлом», идея которой принадлежит голландцу Полу Сельвину Нортону, создавшему сценарий на музыку Фреда Фриза. В 2001 постановка в исполнении русского камерного театра с успехом прошла в театре имени Гоголя. Смысл постановки крайне глубок и сложен. Пьеса повествует об изгоях современного общества, которые обречены в одиночестве нести свой тяжкий крест.

     Именно Нортон первым показал себя как истинный мастер гиперсложного нового и пока не всем понятного движения, впервые увидев в оригами отголоски форм человеческого тела. Нортон пропагандирует новую философию — он уверен, что человеческое тело способно «складываться» в самые разные формы, подобно бумаге в руках опытного оригамиста. Ему удалось научить танцоров специальной пластике, которая способна изменять обстановку вокруг танцующих во время их движения.

     В стиле оригами были оформлены декорации, в том числе жезл, который символизировал некий ключ, а также несколько слонов, некоторые из которых летали. Организаторы смогли перед представлением заинтересовать зрителей выставкой необычных оригамных произведений. Здесь же находилось постоянно несколько мастеров, которые обучали своему искусству всех желающих.

     Эта постановка стала только первым толчком во внедрении оригами на сцену. После оглушительного успеха во многих спектаклях стали применятся компоненты оригами-техник. Возможно, скоро в театре оригами будет распространено столь же повсеместно как музыка или танцы.

 


 

Кузнечная скань

е      Нельзя не сказать еще об одном, пока недостаточно изученном направлении в развитии кузнечного дела - проникновении в него элементов художественного творчества. Во многих музеях страны, в том числе и в Устюженском, хранятся образцы кузнечного искусства. Многие годы занимался изучением кузнечного ремесла и проводил археологические работы в Устюженском районе А. В. Никитин. Результатом этой долголетней работы стала книга «Русское кузнечное ремесло XVI - XVII вв. », многие страницы которой посвящены Устюжне.

     Описание технологии, примеры кузнечного искусства взяты из V главы этой монографии – «Кузнечные изделия XVI - XVII вв. Техника изготовления. Украшение кузнечных изделий».

     Именно А. В. Никитин вводит термин «кузнечная скань». Это - заимствованная из ювелирного дела оригинальная техника украшения кузнечных изделий, высшая степень проявления кузнечного мастерства.

     В XVI - XVII веках украшение кузнечных изделий стало частью художественной традиции. Орнаментация изделий из черных металлов проникла не только в бытовые предметы, но и в орудия труда.в

     Ее можно разделить на два типа - с плоским и с объемным орнаментом. Плоский орнамент наносился на поверхность изделий, покрывал свободное пространство в виде геометрического или растительного узора. Орнамент выполнялся в виде сплошной (прерывистой) линии или точек. Для этого использовали зубило или керн. Зачастую точечный орнамент сочетался с линейным, что позволяло создавать многочисленные варианты. Эта техника не требовала специальной подготовки, была доступна практически любому кузнецу. Но использовались и специально изготовленные штампы (пунсоны), с помощью которых на металл наносили сложные фигуры - круги, звездочки, треугольники, волнистые, параллельные линии и т.д. Применяли и другие более сложные приемы украшения кузнечных изделий - просечную технику и выдавливание.

     Такое сочетание ряда технических приемов было доступно только высококвалифицированным кузнецам, поднимавшимся в своем мастерстве до уровня искусства. Плоскостной орнамент был наиболее распространен. Им украшали пушки, решетки и двери, замки и ключи, иногда сельскохозяйственные орудия.

     Более сложным в техническом отношении был объемный орнамент, особенно «кузнечная скань». Как и в ювелирных сканных украшениях, на изделии предварительно намечался рисунок. Затем из отдельных элементов - узких полосок черного металла, прямоугольных планок, кругов, треугольников или отдельных их частей - складывался орнамент. В подавляющем большинстве «кузнечная скань» выкладывалась мастером так, что создавала устойчивую систему опирающихся друг на друга элементов. Для закрепления узора кузнецы применяли пайку, используя в качестве припоя медь.

е     При этом получали узор, технологически близкий к сканному, но несколько грубее и проще. Проще он был не только потому, что украшал такие повседневные вещи, как замки и ключи, но и вследствие меньшей гибкости черного металла и трудности пайки.

     В фондах Устюженского краеведческого музея хранится ряд экспонатов, которые с полным основанием можно отнести к вершинам кузнечного искусства.

     Один из них А. В. Никитин описывает так:

«К одному из примечательных образцов высокой техники «кузнечной скани» относится замок из Устюженского музея. Тулово украшено прямыми пластинами в сочетании с кругами по краям. Торец с отверстием для ключа прикрыт планкой, орнаментирован кругами и обрамлен по краям зигзагообразными линиями. Но самым примечательным в этом замке можно считать украшение верхней части тулова. В квадратном углублении, в центре, находится круг, по углам к нему примыкают меньшие кружки; опираясь друг на друга, они составляют жесткую систему. Кроме того, по сторонам к основному кругу примыкают четыре меньших, давая ему дополнительную опору, что ... увеличивало устойчивость скани. В большом круге помещена ... розетка, построенная из планок с распорными дугами на концах ...» .

 


 

ИЗОНИТЬ,  ХОРДОВЫЙ СТЕЖОК

Л. САШКО, заслуженный учитель России, дипломант и лауреат Всероссийских выставок "Вышитая картина".

На сайте представлены работы Ольги Панкрашовой, жительницы д. Лентьево.

     Изонить - ещё одна интересная техника рукоделия. Ею могут заниматься также и дети. На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще.

     Нитяная графика (другие варианты названия этой техники: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется бархат (или бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

     Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

     Термин ниточный дизайн (нитяная графика, или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints».

     Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магази-нах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.

Для работы с изонитью нам понадобятся:

плотный картон или бархатная бумага;

ножницы;

игла;

шелковые нитки разных цветов;

клей ПВА;

линейка, циркуль, резинка, цветные и простые карандаши;

копировальная бумага, калька;

ткань, клеевая ткань;

рамка.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: - заполнение угла; - заполнение окружности.

     

     В Музее декоративно-прикладного и народного искусства прошла очередная, пятая Всероссийская выставка-конкурс "Вышитая картина". 319 авторов из разных уголков страны показали в общей сложности более 700 работ. Одни мастера достигли совершенства в лицевой глади или золотном шитье, другие - в черно-белой графике, цветной перевити, в вышивании по органзе, третьи - в работе с бисером, стеклярусом, лентами. Есть виртуозы точечного шва, умеющие в одном квадратом сантиметре уместить сто мельчайших крестиков, и творцы картин из керамопластики. Совершенно особый почерк у Людмилы Николаевны Сашко из города Златоуста. Она разработала технологию вышивания "хордовый стежок". В этой технике можно выполнять большие декоративные панно, реалистические пейзажи, натюрморты и даже портреты. Освоить ее не так сложно, если следовать советам мастерицы.

     Толчком к изобретению хордового стежка послужила техника пространственного нитенатяжения с перекрестом нитей (выполнение лепестков и листьев цветка на проволочном спиральном каркасе), с которой я познакомилась более двадцати лет назад. Подумала, а почему бы не переложить ее на плоскость? И стала разрабатывать свою технологию. Первые результаты окрылили. Начала учить хордовой вышивке детей на уроках дополнительного образования в Доме детского творчества.

   Название "хордовый стежок" родилось от математического термина "хорда" (прямолинейного отрезка, соединяющего две произвольные точки конического сечения, кривой линии или поверхности). Эта вышивка внешне схожа с техникой изонити. Однако у хордового стежка больше выразительных возможностей, поскольку вышивку выполняют не на картоне или доске, а на хорошо натянутой на подрамнике ткани нитями различной структуры, цвета и качества. Причем стежки не натягивают, как в изонити, а прокладывают свободно, зрительно выдерживая расстояние между ними.

     Чем еще отличаются изонить и хордовая вышивка? В изонити рисунок воспроизводят с изнаночной стороны картона с помощью инструмента для прокола отверстий или с лицевой стороны доски. Нитенатяжение должно быть с обязательным попаданием в предварительно проделанные по контуру рисунка отверстия (из-за возможности разрушения поверхности бумажной основы). В процессе работы изделие необходимо переворачивать. На доске нить натягивают на гвозди, вбитые по контуру рисунка. Основа бывает однотонной, с подкраской или с частичным застилом фона.

     В хордовой вышивке рисунок наносят с лицевой стороны ткани (ее цвет может быть однотонным или комбинированным, с аппликацией, в каких-то случаях отлично подходит батик). Фон застилают стежками полностью или частично. В одной работе можно сочетать разные виды швов. В такой технике вышивают не только орнаменты, узоры, абстрактные композиции, но и картины разных жанров. Она развивает фантазию, художественный вкус, образное мышление, глазомер. Вышитые сюжеты напоминают графику, выполненную простыми и цветными карандашами. Правильное направление штриховки, наложение нитей одного цвета на другой хорошо передают объем, форму предмета, светотень.

Яндекс.Метрика