Пятница, Июня 22, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Умельцы Устюженского района

Творчество Устюжан - МЫ КУЗНЕЦЫ

Индекс материала
Творчество Устюжан
Вышивание крестиком
ВЯЗАНИЕ
КАРВИНГ
Модульное ОРИГАМИ
МЫ КУЗНЕЦЫ
Изонить
Все страницы

 

Кузнечная скань

е      Нельзя не сказать еще об одном, пока недостаточно изученном направлении в развитии кузнечного дела - проникновении в него элементов художественного творчества. Во многих музеях страны, в том числе и в Устюженском, хранятся образцы кузнечного искусства. Многие годы занимался изучением кузнечного ремесла и проводил археологические работы в Устюженском районе А. В. Никитин. Результатом этой долголетней работы стала книга «Русское кузнечное ремесло XVI - XVII вв. », многие страницы которой посвящены Устюжне.

     Описание технологии, примеры кузнечного искусства взяты из V главы этой монографии – «Кузнечные изделия XVI - XVII вв. Техника изготовления. Украшение кузнечных изделий».

     Именно А. В. Никитин вводит термин «кузнечная скань». Это - заимствованная из ювелирного дела оригинальная техника украшения кузнечных изделий, высшая степень проявления кузнечного мастерства.

     В XVI - XVII веках украшение кузнечных изделий стало частью художественной традиции. Орнаментация изделий из черных металлов проникла не только в бытовые предметы, но и в орудия труда.в

     Ее можно разделить на два типа - с плоским и с объемным орнаментом. Плоский орнамент наносился на поверхность изделий, покрывал свободное пространство в виде геометрического или растительного узора. Орнамент выполнялся в виде сплошной (прерывистой) линии или точек. Для этого использовали зубило или керн. Зачастую точечный орнамент сочетался с линейным, что позволяло создавать многочисленные варианты. Эта техника не требовала специальной подготовки, была доступна практически любому кузнецу. Но использовались и специально изготовленные штампы (пунсоны), с помощью которых на металл наносили сложные фигуры - круги, звездочки, треугольники, волнистые, параллельные линии и т.д. Применяли и другие более сложные приемы украшения кузнечных изделий - просечную технику и выдавливание.

     Такое сочетание ряда технических приемов было доступно только высококвалифицированным кузнецам, поднимавшимся в своем мастерстве до уровня искусства. Плоскостной орнамент был наиболее распространен. Им украшали пушки, решетки и двери, замки и ключи, иногда сельскохозяйственные орудия.

     Более сложным в техническом отношении был объемный орнамент, особенно «кузнечная скань». Как и в ювелирных сканных украшениях, на изделии предварительно намечался рисунок. Затем из отдельных элементов - узких полосок черного металла, прямоугольных планок, кругов, треугольников или отдельных их частей - складывался орнамент. В подавляющем большинстве «кузнечная скань» выкладывалась мастером так, что создавала устойчивую систему опирающихся друг на друга элементов. Для закрепления узора кузнецы применяли пайку, используя в качестве припоя медь.

е     При этом получали узор, технологически близкий к сканному, но несколько грубее и проще. Проще он был не только потому, что украшал такие повседневные вещи, как замки и ключи, но и вследствие меньшей гибкости черного металла и трудности пайки.

     В фондах Устюженского краеведческого музея хранится ряд экспонатов, которые с полным основанием можно отнести к вершинам кузнечного искусства.

     Один из них А. В. Никитин описывает так:

«К одному из примечательных образцов высокой техники «кузнечной скани» относится замок из Устюженского музея. Тулово украшено прямыми пластинами в сочетании с кругами по краям. Торец с отверстием для ключа прикрыт планкой, орнаментирован кругами и обрамлен по краям зигзагообразными линиями. Но самым примечательным в этом замке можно считать украшение верхней части тулова. В квадратном углублении, в центре, находится круг, по углам к нему примыкают меньшие кружки; опираясь друг на друга, они составляют жесткую систему. Кроме того, по сторонам к основному кругу примыкают четыре меньших, давая ему дополнительную опору, что ... увеличивало устойчивость скани. В большом круге помещена ... розетка, построенная из планок с распорными дугами на концах ...» .

 



Яндекс.Метрика