Среда, Августа 15, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Умельцы Устюженского района

Творчество Устюжан - ВЯЗАНИЕ

Индекс материала
Творчество Устюжан
Вышивание крестиком
ВЯЗАНИЕ
КАРВИНГ
Модульное ОРИГАМИ
МЫ КУЗНЕЦЫ
Изонить
Все страницы

В Я З А Н И Е

     еРучное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.

     Сегодня ручное вязание привлекает все больше людей, покоряя своей красотой и широкими возможностями для проявления творческой фантазии. Сам процесс вязания способен доставить огромную радость. Разнообразие приемов, богатый выбор цветовых и орнаментальных решений, нестандартность фасонов и моделей позволяет создавать одежду, соответствующую вкусам, характеру, носящую неповторимый отпечаток Вашей индивидуальности. Умение вязать не только доставит Вам эстетическое наслаждение, но и поможет найти свой стиль.

     Вязание, трикотажные изделия всё больше входят в нашу жизнь, причем не столько в виде привычных свитеров для тепла, сколько в виде интереснейших моделей из самой разнообразной пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Только вязание сделает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.

     Известно, что стресс практически полностью уничтожает творческое начало в жизни человека. И одним из наиболее эффективных современных средств борьбы со стрессом психологи считают такое незамысловатое хобби наших бабушек, как вязание. Ведь, создавая свитер или носок, человек не только успокаивается, но и способен практически полностью реализовать свою потребность в творчестве.

     Вяза́ние — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

    

     Вязание на спицах. Работы Юлии Казымовой (Морозова), г. Устюжна.

     Вязаные, трикотажные изделия всё больше входят в нашу жизнь, причем не столько в виде привычных свитеров для тепла, сколько в виде интереснейших моделей из самых разнообразных типов пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Только вязание сделает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.

     Вязание спицами - это "спицетерапия", для тех, кто любит мастерить, фантазировать, реализовывать свои идеи. Вязание спицами по своей красоте и самобытности ничуть не уступает машинному трикотажу.

Инструменты и материалы

     Круглые спицы

     Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Желательно, чтобы спица на одном из концов имела ограничитель для предупреждения соскальзывания петель. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц, где между тремя (четырьмя) спицами распределяются петли изделия, а ещё одна — рабочая. Жгуты, косы, различные переплетения выполняются с помощью вспомогательной спицы или петледержателя.

     Плоское вязаное полотно выполняется на двух спицах, либо на кольцевых. Оно вяжется в прямом и обратном направлениях и имеет лицевую и изнаночную стороны. Цилиндрическое полотно вяжется по кругу только по лицевой стороне.

     Спицы не должны быть слишком острыми, чтобы не расщеплять нить и не ранить руки, ни слишком тупыми, чтобы не затруднять ввод рабочей спицы в петлю. Для обозначения размера спиц применяются номера, соответствующие её диаметру в миллиметрах (например, спица № 4 имеет диаметр 4 мм).

     Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Однако, в зависимости от того, какое изделие предполагается получить, возможны вариации. При вязании тонкими спицами из толстой пряжи полотно получается более плотным, спицами же большого диаметра из тонких ниток — рыхлое, ажурное.

     Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная.

     Основные виды петель

     Основные виды петель — лицевая, изнаночная, накид, кромочная. С их помощью создаётся всё многообразие узоров трикотажа, связанного на спицах.

     Прежде чем начать работу над изделием, необходимо связать образец размером ок. 10х10 см. С его помощью определяется количество петель и рядов на сантиметр вязаного полотна, что позволяет достигнуть точности в размерах изделия.

     Процесс вязания на спицах начинается с набора необходимого количества петель на две сложенные спицы — создания начального ряда. После набора одна из спиц (рабочая) вынимается, а петли остаются на спице, которая берётся в левую руку. Существует два способа вязания: английский, когда нить от клубка (рабочая) удерживается правой рукой и, при образовании новой петли, подхватывается правой спицей, и германский (континентальный) — рабочая нить находится в левой руке и набрасывается на правую спицу.

     Вывязывание лицевой петли — рабочая нить располагается за полотном. Правая спица вводится слева направо в петлю на левой спице, захватывается накид и вытягивается. На правой спице остаётся лицевая петля, петля же с левой спицы (предыдущего ряда) сбрасывается. При вязании лицевыми петлями по лицевым рядам и изнаночными по изнаночным образуется гладкое полотно (лицевая гладь) с вертикальными полосами, напоминающими косы. Такая вязка называется также чулочной или кулирной гладью. При вязании лицевыми петлями и в лицевых и в изнаночных рядах получается более толстое полотно с горизонтальными полосами — эта вязка называется платочной. Вытянутая лицевая петля получается, если рабочая спица вводится не в петлю предыдущего ряда, а на ряд (два, три и т. д.) ниже.

     Вывязывание изнаночной петли — соответствует вывязыванию лицевой петли, но рабочая нить располагается перед полотном, а рабочая спица вводится справа налево. Чередованием лицевой и изнаночной при нечётном количестве петель в ряду вяжется так называемая резинка — очень растяжимое полотно. Резинкой обыкновенно вывазывается низ и манжеты свитеров и кофт, а также изделия, сильно облегающие фигуру.

     Накид — рабочая нить набрасывается на правую спицу или подхватывается ей. В изнаночном ряду накид провязывается как обыкновенная петля. Накиды применяются для образования ажурного узора (образуют отверстия в полотне) и для прибавления петель. Если при добавлении петель в узоре нежелательны отверстия, то в изнаночном ряду накид провязывается скрещенной петлёй.

     Вывязывание скрещенной петли. Скрещенной называется та петля, стенки которой расположены крест-накрест. Скрещенная петля вывязывается из обычных лицевых и изнаночных петель. При провязывании ряда изнаночных петель за переднюю стенку, а следующего — лицевыми за заднюю стенку, петли предшествующего ряда становятся скрещенными. Полотно из скрещенных петель обычно более плотное и меньше растягивается. Из них вяжутся вещи, к прочности которых предъявляются особые требования (носки, варежки и т.д.). Недостаток вязаного полотна из скрещенных петель — его перекос (особенно это заметно при вязании чулочной гладью), так как петли повёрнуты под углом относительно его поверхности.

     Кромочная петля — петли, с которых начинаются и которыми заканчиваются ряды. Первая крайняя петля снимается на рабочую спицу без провязывания. Последняя петля каждого ряда провязывается изнаночной, если надо получить ровный край вязаного полотна или лицевой петлей, если требуется зубчатый край. При вязании пряжей разных цветов первую петлю ряда при переходе на другой цвет следует провязать лицевой, чтобы закрепить новую нитку в кромке.

     Снятая петля — петля, снятая на рабочую спицу без провязывания.

     Убавление и прибавление петель. При убавлении петель две петли вяжутся как одна. Для убавления с наклоном вправо две петли провязываются как одна лицевая, с наклоном влево — первая петля снимается непровязанной, вторая провязывается лицевой и протягивается через первую. Прибавляются петли с помощью накидов, провязываемых в следующем ряду как лицевая или изнаночная.

Вязание крючком.

     qИсследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия – очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.

Фигурки ангелочков, салфетки, связанные крючком. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево

    rВ конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют "вязание в воздухе", когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко повторить.

Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать. Рейго также утверждала, что она изобрела кружевное вязание крючком, которое сегодня называют ирландским кружевом.

Сегодня вязание крючком и спицами завоевало первое место среди любительниц рукоделия.


н    


     В наше время вязание разнообразно своими техниками, узорами, способами.

      Вязание – это как раз тот вид искусства, в который каждый может внести свой вклад, не боясь мнения строгих критиков.

     Чего только нельзя связать! Одежду, игрушки, украшения, обувь и еще много-много всего.

     Оригинальны и красивы изделия связанные крючком .

     Сейчас особенно модно использовать различные виды техник кружева.

     Самое сложное кружево крючком - ирландское. Но оно же и самое красивое. Объемные цветы, листья, завитки на фоне тонкой изящной сетки - это работа для мастера. Но попробовать всегда стоит. Главное желание и терпение.

     Вязание крючком одно из самых первых изобретённых человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским.

     По мнению эксперта Анни Поттер (Annie Potter) — «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как 'crochet lace' во Франции и 'chain lace' в Англии». Также известно о том, что примеры вязания были найдены в индейских племенах в начале XX века. Вероятно, что вязание крючком происходит от китайского рукоделия — очень древней формы вышивки.

     В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

     В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче чем спицами.

     Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные  узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений (салфетки, занавески и т. д.). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек - амигуруми.

Крючки и нитки. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм).

Крючки диаметром 3—6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).

Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязанное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Фактура полотна, вязанного крючком отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчато-бумажные нитки.

Основные приемы вязания крючком

Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относят:

• Выпуклый столбик

• Воздушная петля

• Полустолбик

• Столбик без накида

• Полустолбик с накидом

• Столбик с накидом

• Столбики с двумя, тремя и более накидами

На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания:

• Листик

• Пышный столбик

• Бугорок

• Полуколечко

• Колечко

• Шишечка

Повальное увлечение вязанием захлестнуло мир несколько лет назад. Психологи объясняют это феномен реакцией на возрастающий стресс повседневной жизни и засилье технологий, отрицающих ручной труд и творческую инициативу. Кроме того, несколько последних десятилетий во всем мире царствовал феминизм, которые отрицал такие извечно женские увлечения, как вязание. По мнению феминисток, оно ассоциировалось с порабощением женщины, с ее привязыванием к дому и семье и отсутствием свободы. В последние годы столь радикальные взгляды уже не популярны, а потому увлечение вязанием становится все популярнее.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) – «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как 'crochet lace' во Франции и 'chain lace' в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.

Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

 



Яндекс.Метрика