Вторник, Июля 17, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Музеи нашего края - Музей ПЕТУХА в Пере

Индекс материала
Музеи нашего края
Музей-усадьба Батюшковых
Музеи местные
Музей ПЕТУХА в Пере
Все страницы

 

Музей ПЕТУХА на Пере в д.Яковлевское.

     Среди названий Устюженских деревень Перя занимает особое место. Официальной датой основания Пери считается 1628 год – это первое упоминание деревни в письменных источниках. Однако настоящая история поселения уходит в глубокую древность. Археологи относят его к IV тыс. до нашей эры.


     Наименование пери ученые связывают с именем языческого бога Перуна. У древних славян Перуна считали повелителем грозы, грома и молнии. Его имя переводят как «разящий», а также как «первый» или «правый». Наши предки почитали Перуна первым защитником правды. Его представляли немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой, которая уподоблялась грозовой тучей. Славяне представляли Перуна мчащимся среди туч верхом на коне, либо в колеснице, запряжонной белыми или вороными крылатыми жеребцами. Перед молниями, которые посылал на землю этот бог, разбегалась вся нечистая сила. Вот почему, считали славяне, после грозы так легко дышится.

     В том районе, где сейчас расположена деревня Перя, в древности находилось капище (своеобразный храм под открытым небом) Перуна. Оно имело форму цветка из шести или семи лепестков. Лепестки представляли собой ямы, в которых горели священные костры. В центре цветка ставили изображение Перуна. Это был деревянный идол с серебряной головой и золотыми усами. Перед идолом помещался алтарь в виде каменного кольца. Туда складывали приношения и проливали жертвенную кровь животных или человека. У славян человеческие жертвоприношения были редкостью. Если, например, дрерние прусаки и латыши, которые тоже поклонялись Перуну, приносоло ему в жертву военнопленных, то у славян человеческие жертвоприношения являлись бобровольными и даже почетными. Иными словами, не каждый славянин мог удостоится чести пойти на заклание грозному божеству.

     Каждый год 20 июля к капищу в раоне Пери собиралось большое количество людей на праздник Перуна. Люди зажигали священные костры из жывого огня, который добывали трением из коры дуба. Роща из священного дуба всегда обрамляла капища бога грозы. Был у Перуна и свой цветок – перуник с шестью лилова-голубыми лепестками. В наши дни его зовут ирисом, что в переводе с греческого означает радужный. У капище Перуна славяне ждали чуда. По преданиям, только в день бога грозы к его капищу выходили туры. Быки-туры обладали злобным и неустрашимым характером, огромной силой и выносливостью. Охота на них считалась подвигом. Достаточно сказать, что более «мелкие» потомки туров – реликтовые зубры, которых до сих пор можно встретить в Усть-Кубинском районе, весят 1200 кг при длинне тела до 3,5 м и высоте в холке 195 см.

     В праздник Перуна туры при скоплении народа выходили к капищу и сами клали головы на алтарь, прося принести себя в жертву. В это же время в листве священных дубов появлялись всезнающие сороки – птицы Перуна. Они наблюдали за действиями людей и сообщали своему повелителю обо всем происходящем.

     У Перуна было два священных символа – топор и громовой знак. Топору, оружию громовержца, древние славяне приписывали чудесную силу. Например, топор, всаженный в деревянный косяк, был непреодолимым препятствием для нечистой силы. Топором ударяли по лавке, на которой кто-то умер, изгоняя смерть.

     Другой символ Перуна – громовой знак, изображали в виде колеса с шестью спицами, либо в виде снежинки, либо в вмде цветка с шестью лепестками. Знак в виде колеса со спицами можно встретить на некоторых бытовых предметах устюженских крестьян – на прялках, на посуде. В древности этот знак имел и чисто практическое значение. Устюжане верили, что он выполняет роль громоотвода.

     Одним из явных признаков существования культа Перуна в Устюженских землях является частое повторение на пряничных досках местного производства, в вышивках и обрядовых песнях петуха. Специалисты утверждают, что петух являлся зооморфическим образом Громовержца и что своим громозвучным пением «вещал о победе над демоническими силами». Недаром в народе существует поверье, что с первым криком петуха ранним утром разбегается вся нечисть, имеющая власть и силу по ночам.

     В устюженских деревнях еще в начале XX в. Существовал обычай вывешивать во дворах крестообразный камень с круглым отверстием посередине или стоптанный лапоть. То и другое именовали «куриным богом». «Куриный бог» - дар Перуна, должен был служить оберегом от всякой нечести.

     Петуха и курицу древние связывали с магией плодородия. Недаром их вышивали на свадебных полотенцах и упоминали в свадебных песнях устюженские крестьянки:

 Пойду, выйду молода на широкий двор,

на насестушку;

Я возьму петушка за право крылышко:

И на, вот те, петушок, за ночешный гребешок

Ты почто рано встаешь, голосисто поешь...

     Сладкие петушки на палочке – «моленое печенье» - раздавали на праздниках детям. Съеденный петушок защищал малыша от нечисти и сглаза. А молодые замужние крестьянки Перской волости любили носить красивые головные уборы – кокошники с треугольным очельем – гребнем. Термин «кокошь» в древности обозначал петуха и курицу. Надевая кокошник, женщина символически отдавала себя под власть и защиту бога грозы. Маленькая шапочка с завязками на затылке – «сорока», выполняла то же назначение.

     Устюженские крестьянки еще в XIX веке любили расшивать свои головные уборы речным жемчугом. Поклонники Перуна считали, что жемчуг – это слезы, которые зарождаются от отражения молнии, запечатленной в глазах молюска-жемчужницы в момент, когдата испуганно захлопывает створки раковины привиде грозы. У древних жителей нашего края существовал обычай. Парень сватаясь к девушке дарил ей шапку жемчуга. Если жемчуг – слезы молюска, то жених символически дарил невесте шапку слез, моля ее не отказывать ему в расположении. Так Перун помогал устюжанам в создании семейного очага.

     Под покровительством бога грозы находились и древние льноводцы. Недаром у славян-язычников существовал обычай ставить на льняном поле небольшие деревянные фигурки Перуна. Громовержец должен был позаботиться о молодых растениях, вовремя оросив их дождем.

     Смертными помошниками Перуна на Земле считались кузнецы, недаром уже в христианские времена в деревнях их побаивались, называя колдунами. Согласно языческой легенде один из кузнецов когда-то помог Перуну в его извечной борьбе с заклятым врагом – темным богом Змеем Волосом (Змеем Горынычем). В награду за это Перун стал покровительствовать всем кузнецам. Устюжна Железнопольская и ее окресности – древний центр кузнечного ремесла и без крупного капища Перуна здесь обойтись не могли.

     Почитали Перуна в наших краях и за то, что он подарил людям целебные родники. Устюжане верили, что они возникают от удара Перуновой молнии и называли их гремячими (от слова «гром»). Одним из таких родничков, известный под названием «Здоровчик» находится на западной окраине Устюжны. Сторожи рассказывали, что одному из горожан когда-то приснился странный старик, который сообщил ему о существовании близ Устюжны родника с целебной водой.

     «Гремячие» родники в наших краях всегда были объектами особого почитания. За ними ухаживали, расчищая и обкладывая камнями и не подозреваяя, что отдают дань древней языческой прадиции предков.

     По инициативе директора детского творчества Устиновой И.А. в Перской библиотеке начал работать кружок декоративно-прикладного творчества. На первое занятие посетило 11 сельских ребятишек и было посвящено ракушке. Удачно подобранный природный материал для первого занятия увлек детей и позволил Ирине Анатольевне полностью завладеть их вниманием. Дети с нескрываемым любопытством разглядывали поделки из ракушек, и с удовольствием приняли предложение сделать что-то самим. Закипела работа: кто мастерил цветы, кто – аквариум, кто – рамку для фотографий. Увлечение захватило всех? «Дети из сельской местности не должны быть обделены вниманием, - говорит руководитель кружка. Остается добавить, что выбор Ирины Анатольевны не случаен, она – выпускница Перской школы.

     Любимая игра «Поле чудес», которая прошла после занятия, была посвящена урожаю. Главный приз выиграл Добряков Максим. Чай с конфетами был особенно вкусным. Вот так сообща мы стараемся сделать досуг школьников познавательным и интересным.

Приглашает "Музей Петуха на Пере"

Перская библиотека предлагает следующие программы:

     1. «В некотором царстве, в петушином государстве».

Праздник в музее Петуха, где царит неповторимая атмосфера русской сказки, дополняемая живописными композициями русского фольклора.

     2. Заглянем в бабушкин сундук.

     С помощью подлинных экспонатов эпохи начала ХХ века вы сможете погрузится в атмосферу прошлого.

     3. День рождение в музее Петуха.

     Музей организует яркие и запоминающие дни родения в игровой интерактивной программе «Чудо в перьях». Завершением станет мастер-класс по изготовлению петушка и праздничное чаепитие.

     4. Волшебный мир музея

    Программа предлагает вам более подробное изучение коллекции музея.

Каждая из программ включает в себя:

• Исторический экскурс «Перя-Перун-Петух»

• Презентация «Перя»

• Знакомство с музеем Петуха

• Игровое занятие.

Рады видеть вас в нашей библиотеке!

    Заявки на посещение музея принимаются предварительно, по телефону: 8(81737) 56-105.

    Стоимость билетов: 120 р. – взрослый, 80 р. – детский (на группу детей и взрослых не более 15 человек).

    Наш адрес: Вологодская область, Устюженский район, д. Яковлевское, 162834. Перская библиотека.

 

Хоромы Петуха

В Устюженской стороне

Много необычных мест,

И одно из них на Пере

Место полное чудес.

Сам Перун – бог солнца может

Здесь давно людей хранил,

А петух красавец божий

Перуна боготворил.

Солнца лучик ранним утром

Он, увидев, голосил:

«Кукареку! Кукареку!» -

Так кричал, что было сил.

Ясно – солнце умывалось

Бога утренней росой,

Освещая все деревни

И сверкая красотой.

А деревни, как подружки –

Голосистый перезвон,

Не простые их названия

Происходят от имен.

Яковлевское вначале,

Фудоровское в бору,

В Софронцеве мычали коровы в старину,

Максимовское все в цветах,

Кузьминское в меду,

Антоново в лугах, полях,

Алекино в лесу.

И ясный петушиный крик

Деревни освещал,

О Боге пел, о Перуне

Окрест оповещал.

А нынче в XXI век

Встряхнули старину,

В библиотеке есть музей

Певцу и Перуну.

И кто желает посетить

Местечко Перуна

На Перю приезжайте

В хоромы петуха.




Яндекс.Метрика