Пятница, Июня 22, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Деревни МО Лентьево

Индекс материала
Деревни МО Лентьево
История деревни Лентьево.
ВАНСКОЕ
ГРОМОШИХА
ПОРОСЛОВО
Все страницы

    л Деревня ЛЕНТЬЕВО (ЛЕВОНТЬЕВО).

      

     14 июля – престольный праздник деревни Лентьево – день мучеников-бессеребрянников Косьмы и Дамиана, или попросту Кузьмин день.  давным давно, д. Лентьево была cело Космадемьянское. КУЗЬМА И ДЕМЬЯН (канонич. Косма и Дамиан) - святые, которые пользовались большой популярностью у крестьян, являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), женского рукоделия, а также семейного очага, супружеского счастья и свадеб.

     Как пишет Русский Гуманитарный Энциклопедический словарь, в свадебных песнях сохранилось своеобразное обращение к Кузьме и Демьяну, которые мыслились как один человек "Кузьма-Демьян", возможно, даже женского пола.

     Заклинательное обращение для начала свадьбы обусловлено народной этимологией, осмысляющей имя "Кузьма-Демьян" как производное от "кузнеца": "Матушка Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу! Крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки". Это заклинание читалось в тот момент, когда девушку обряжали в свадебное платьел

     В день Кузьмы и Демьяна, 1 ноября по старому стилю, устраивались кузьминки, праздник с вечеринкой и угощением ("братчинка").

     Кузьминки считались главным девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду (обязательно кашу), варили пиво, угощали парней; веселье продолжалось до света. В состав угощений входила курятина, поскольку Кузьма и Демьян считались "курьими богами", в курятниках либо возле них служили молебны.

     Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: "Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!"

     День Кузьмы и Демьяна был днем поминок по осени и встречи зимы. "Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на водах". 

    

В соответствии с решением Правительства Вологодской области включена в ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие социального потенциала сельских поселений на 2006-2008 годы», направленный на создание условий по формированию нового типа поведения жителя села, основанного на здоровом образе жизни на территории д. Ванское и далее д. Лентьево. Предлагеам посмотреть небольшое ВИДЕО о д.Лентьево.

     Деревня не плохо развивается. Есть школа, детский сад, почтовое отделение, индекс 162820.

г  17 сентября 2010г. в деревне Лентьево в торжественной обстановке произошло открытие школьного лесничества, получившего название «Крепкий орешек». Главным школьным лесничим выбрана ученица 8 класса Анна Озерова.

  На торжественном открытии присутствовали: Ф.М.Дайнорович – начальник Устюженского государственного лесничества, В.А. Логинов – директор устюженского лесхоза, Т.А.Прусакова – инженер охраны и защиты леса, Т.Е.Горохова – мастер Лентьевского лесхозного участка, Н.В.Шкакин – директор ЛПК им. Желябова. Гости вручили детям футболки, бейсболки, значки – всё с эмблемой «Школьное лесничество», и каждому – именное удостоверение.

    

В д. Лентьево прошло детство Виктора Павловича Синицына.    

.....Благодаря усилиям местных органов власти, преподавательского состава Лентьевской школы, в деревне чтут своих ветеранов и героев. Одна из улиц названа в честь полковника МАКАРОВА Анатолия Спиридоновича, погибшего 23.02.1945 года под Львовом от руки снайпера. И сегодня проявляется забота о немногочисленных, оставшихся в живых ветеранах войны. Одним из примеров является дом (см.фотоальбом), построенный участнику войны А.И.ЯШЕНЬКИНУ.

 


 

"Мир через культуру"

Першина Полина Михайловна

 

9 класс МОУ "Лентьевская основная общеобразовательная школа"

Д. Лентьево, ул. Солнечная, д. 7, 162820

Поисково-исследовательская работа

по историческому краеведению на тему:

"История деревни Лентьево".

Научный руководитель: Пашкова Ольга Николаевна,

руководитель школьного музея

МОУ "Лентьевская основная общеобразовательная школа".

Адрес: Устюженский район, Вологодская область, д.Лентьево,

ул. Советская, д. 55. Тел.: 50-432

2011-2012 гг.

1.Введение.

     В прошлом году я начала исследования по историческому краеведению с работы "Роль рек Мологи и Чагодощи в жизни деревни Лентьево".В ней рассказала о том, какую роль сыграли эти реки в Тихвинской водной системе и чем занималось население нашей деревни в давние времена. Начатые мною исследования я продолжила и дальше. Узнала об истории д. Лентьево, о Лентьевской церкви и её служителях, о "барской" усадьбе, в которой находится наша школа и других местных достопримечательностях.

     Эта деревенская картинка знакома мне с детства. Я люблю родные места и хочу узнать о них побольше, поэтому основной целью своей работы я считаю:

    - используя историческую справку из краеведческого музея города Устюжны, воспоминания старожилов нашей деревни, изучив имеющуюся по теме литературу, рассказать об истории деревни Лентьево и её достопримечательностях.

     Опираясь на знания о прошлом, мы можем сделать своё настоящее более интересным и значимым для себя. Я считаю, что моя работа может помочь в этом.

    Основными задачами своей работы я определила:

    1. Вести поиск материалов, связанных с историей д. Лентьево.

   2.Собирать воспоминания старожилов, людей, заинтересованных историей нашего края.

    3. Изучить справку Устюженского краеведческого музея и литературу по теме.

    В летописи записано:

     "Год 1567 - Лентьево - починок, состоявший из трёх дворов. А жителей - то всего Якуш, Федко да Лучка, да пашни три коробьи, сена нет. А рядом красота - реки, озёра, леса, болота. Значит и жильё справить можно, и голодом не сидели. И встало на ровном месте, как на бороне, на берегах двух рек славное селение Лентьево."

     Год - 1612.

   "Пришли де к ним в Петунскую Кулигу... от Лентьева 200 человек"

   Селение захвачено и разорено отрядом польско-литовских интервентов. жители, спасаясь бегством, нашли укромное место - "Лихое болото", там и прятались. Туда захватчик не сунется.

    Год 1628.

   Захватчиков нет, земля свободна. Селение восстановлено, однако большая часть населения уже не вернулась в родные края. Жителей всего-то 22 человека, остальные "сошли безвестно". Начиналась новая жизнь. И дома строили, охотой да рыбалкой занимались, добывали болотную руду, выплавляли железо.

   Название Лентьево происходит от древнерусского имени-прозвища Лентий, восходящего к слову лента - "лентяй" (ленъ - ленивый+та). (10)

   В народе бытует мнение, что название Лентьево произошло от просторечного выражения "Вон лень - та идёт" (говорили про ленивых людей).

    В 17 в. селение поменяло своё название и стало именоваться Козьмодемьянское, по названию расположенной здесь церкви. Позднее, вплоть до конца 19 века, в письменных источниках упоминаются оба названия, либо двойное Лентьево-Козьмодемьянское. В 1685 г. Лентьево-Козьмодемьянское в составе земель Нового стана было приписано к Устюжне Железопольской и стало относиться к новому административно-территориальному образованию - Устюженскому Уезду.

    В "Списке населенных мест Новогородской губернии" за 1911 г. написано: в Лентьевской волости: мужчин - 2283 человека, женщин - 2371 человек, обоего пола - 4654 человека.

     Жители занимались в основном судостроительством и судоходством, земледелием и лесным заработком." В примечаниях мы видим, что "в каждой деревне есть часовня, хлебный магазин, в Усть-Чагодоще- пристань. В Лентьеве в это время находится часовня, земская школа, почта, судоходная пристань, 2 мелочных лавки смежно с поселком и усадьбой Лентьевской."(7)

    В 1909г. 17 мая мимо наших мест проходил пароход "Викторъ". Пассажиры увидели, что левее устья расположено село с красивой церковью на берегу Мологи."(6) Это и была деревня Лентьево. Пристани около неё не было. Пароходы приставали прямо к берегу.

    В 1927 г. в результате реформы районирования Лентьево стало центром Лентьевского сельсовета в составе Устюженского района Ленинградской области, а с 1937г. - Вологодской области.

   В настоящее время деревня Лентьево - центр муниципального образования Лентьевское, расположена в 20 км от районного центра - города Устюжны..

   14 июля 2011 года деревне Лентьево исполнилось 444 года, именно столько лет прошло с первого упоминания о ней в летописных источниках. Фактически, конечно, больше.

   Одной из достопримечательностей нашей деревни является место, где находились 2 церкви: Козмы и Дамиана, построенная в 1690 г., и Введенская, построенная в 1818 г. "тщанием прихожан. К сожалению, от этих храмов не осталось и следа.

   Сейчас на месте их расположения поставлен поклонный крест .

   Мы побывали у старожила нашей деревни Капустина Владимира Александровича и узнали, как выглядели эти церкви, и как жили люди в то время.

   "Введенская церковь находилась на берегу р. Мологи, сделана из кирпича белого цвета по типовому проекту. Обнесена кованой оградой с кирпичными столбиками. Сначала заходишь в колокольню, на которой был большой колокол, три маленьких, шпиль. Потом- в тёплую церковь, затем в летнюю. Рядом была деревянная церковь. . В ней шли службы только в престольный праздник Козмы и Дамиана – 14 июля. На кладбище была деревянная часовня.

     Церковь обслуживала прихожан из деревень Огибь, Шуклино, Шелохачь, Лентьево. Служил о. Арсентий Волотский. У него были жена и семь детей. Жили в «поповском» доме на улице Набережной. Держали коров и другую живность, имелось своё поле. При церкви были сторож, псаломщик, казначей. Имелась сторожка. После разрушения церкви о. Арсения арестовали и выслали. Дети жили в Пестове.

     Внутреннее убранство церкви было богатым, много икон, два клироса, на которых пел свой хор из 15 человек. Голоса у всех были звучные, сильные.

     В 1932 г. по д. Лентьево пронесся страшный ураган. После него перепуганные жители увидели вывороченные с корнем огромные деревья, снесённые купола церкви и упавший с колокольни шпиль. В стене церкви образовалась глубокая трещина."

    Было принято решение службы не вести, церковь закрыть. 19 мая Лентьевская религиозная община указывает в заявлении директоруУстюженского музея, что «храм древний, холодный, не может удовлетворять религиозных потребностей общины в осенне-зимнее время.»

    Сначала её использовали под склад, а потом разрушили. Колокольня была сделана на деревянном фундаменте из просмоленных брёвен, поэтому, сделав подкоп, фундамент подожгли. Когда фундамент сгорел, колокольня рухнула. Битый кирпич возили на дорогу (по ул. Советской) к новому мосту через р. Чагодощу. Приглашали скреппер. С его помощью сгребали остатки церкви и сельского кладбища зачастую вместе с костями. Кладбище находилось рядом с церковью (до сих пор осталось несколько могильных плит), занимало территорию до самых теперешних домов, было обнесено такой же оградой, как и церковь, а дороги не было."

     Много интересных мест есть в нашей деревне. Выходим на улицу Советскую. Раньше она носила название Большая. В центре этой улицы находились построенные в зеркальном отражении дома богатых судовладельцев братьев Кувагиных.

    Один из домов, построенный Андреем, сохранился до сих пор (ему более ста лет), а дом-близнец Егора Кувагина, к сожалению, сгорел. Подвалы их использовались как склады для соли и муки, запасы которых пополнялись после открытия навигации.

    На месте конторы сельпо раньше стоял большой деревянный сарай, в котором располагалось пожарное депо. Там были 2 машины с помпой, лошадь, большой колокол. В то время по деревне ходили дежурные с палкой, которую называли "дежурка". В случае опасности они должны были бить этой палкой в колокол.

     На этой же улице располагался дом и судостроителей братьев Кунихиных. После Советской власти братья были репрессированы и выселены, а дом отдан под начальную школу. В настоящее время дом вернули прежним владельцам (имеется мемориальная доска).

     Из воспоминаний старожила Коркина Леонида Михайловича: "На улице Большой до Великой Октябрьской Социалистической революции размещались две барские усадьбы немцев, наделенных земельными и лесными участками ещё во времена императрицы Екатерины II. Здание, в котором сейчас школа, имеет историческую ценность не только для деревни Лентьево, но и всей области.

    До 1917 года в ней была «усадьба» немцев. Я слышал от своей тёти, Натальи Федоровны, что молодая «немчура» - дети, даже не знали русского языка, а разговаривали на немецком. Кроме прекрасного здания – «барский дом», как его звали, было здание «прислуги», а внизу, вдоль берега реки Мологи, простирался «Барский сад», имевший две аллеи лип, а между ними клумбы цветов.

    Я слышал так же от своей тёти, что в левом углу «барского сада» был пруд, из которого в Мологу вытекал ручеёк, а в пруду плавали лебеди.

    От «парадного» крыльца, выходящего на юг, была устроена лестница для удобного спуска в парк на прогулку. Когда я учился в школе, то лестница тоже существовала, только уже «современная», из досок. Мы по ней в парк спускались. А в парке вдоль липовой аллеи вместо клумб с цветами были грядки с капустой, которую выращивали работники школы. Ребятишки бегали туда копать червяков для рыбалки. (Приложение 1)

     В Лентьеве до 1917 г. были три усадьбы немцев. Кроме названной, вторая, тоже сохранившаяся – теперь контора Лесничества, а третья - за рекой Чагодощей- разрушена.

     Как попали немцы в Лентьево и чем занимались? Об этом я почти ничего не слышал.

     По моему мнению, они были приглашены сюда ( или поселены за деньги) во времена императрицы Екатерины II. Владели лесами и «прививали» местному населению культуру лесопроизводства. От своей тёти я однажды слышал, что, показывая пальцем на делянку с аккуратно посаженными сосенками, она назвала их «посадкой немцев»."

    В статье Тюменева "От Тихвина до Весьегонска" мы прочитали, что в 1797 г. царское правительство вспомнило о водном пути на Тихвин и для окончательного исследования Тихвинской системы был послан инженер-генерал Деволантъ. Может быть, усадьба и была построена для семьи этого генерала. К сожалению, точных сведений не имеется.

    В Советское время в барской усадьбе разместили пятые-седьмые классы школы. В ней мы учимся до сих пор.

    Вторая усадьба немцев располагалась на месте современной усадьбы Лесничества. В одном из зданий этой усадьбы в 1946 г. была организована школа лесников по программе техникума. Её закончили многие наши земляки, в том числе Евстигнеев Борис Иванович, который сорок лет возглавлял Лентьевское лесничество. Он имеет правительственные награды, в том числе орден Ленина.

     В 50-х годах в Лентьевском лесничестве действовала шишкосушильня. Заготовленные семена деревьев отправлялись по всей России и в Финляндию. Работал цех по изготовлению кровельной щепы, которой крыли крыши во всех близлежащих деревнях. По берегу реки Мологи находилось несколько грибоварен, в которых заготавливали собранные населением грибы и ягоды и отправляли их в республики Прибалтики.

    Раньше улицы нашей деревни носили очень интересные названия: Большая, Средняя,

   Задняя (или Козья), Курмыш (пренебрежительное название), Сахалинская.

     С названием последней улицы связано несколько легенд. Первая: Сахалином эту часть деревни назвали за удалённость от центра села, за пески на дороге и малочисленность жителей. Вторая легенда: когда -то здесь жил беглый каторжник Батаруев. В его доме, которому более 140 лет, сейчас находится фельшерско-акушерский пункт. Подлинной историей является то, что в 1840 г. в деревне Лентьево случился сильный пожар. Выгорела большая часть деревни и люди стали селиться на дальних землях, которые называли Сакалин (Сахалин). При переименовании улиц название Сахалинская решили оставить. О названиях новых улиц мы расскажем в следующей работе.

     На перекрестке нынешних улиц Сахалинская и Советская в 1879 г. Устюженским уездным земством была открыта земская школа. Попечителем Лентьеской школы был избран крестьянин Тимофей Иванович Карпушев.

В истории деревни Лентьево, несомненно, есть ещё белые пятна, есть простор для исследований,но уже сейчас можно сказать, что:

    1. История деревни имеет древние корни.

     2. Лентьевские жители не оправдывали "ленивое" название деревни. Умели трудиться и на земле, и в ремёслах были сильны.

    3. До сих пор сохранились некоторые достопримечательности. А то, что было разрушено, сохранилось в памяти людей.

     Начатые мной исследования могут быть продолжены и дальше. Интересно рассказать о судьбах наших земляков, о их занятиях, о развитии колхоза и совхоза "Устюженский", о пионерской организации нашей школы и многом другом.

     В истории деревни Лентьево, несомненно, есть ещё белые пятна, есть простор для исследований,но уже сейчас можно сказать, что:

     1. История деревни имеет древние корни.

     2. Лентьевские жители не оправдывали "ленивое" название деревни. Умели трудиться и на земле, и в ремёслах были сильны.

     3. До сих пор сохранились некоторые достопримечательности. А то, что было разрушено, сохранилось в памяти людей.

     Начатые мной исследования могут быть продолжены и дальше. Интересно рассказать о судьбах наших земляков, о их занятиях, о развитии колхоза и совхоза "Устюженский", о пионерской организации нашей школы и многом другом.



 

     вДеревня ВАНСКОЕ – деревня Лентьевского МО, расположенная в 2 км от  с.Модно и в 40 км от районного центра г. Устюжна. Ближайший крупный промышленный центр г.Череповец – 100 км. Деревня находится в 0,5 км от федеральной трассы Вологда – Новая Ладога.

     Упоминается в документах середины XVI в.: «...д. Ванско, пашни перелогом и отхожею пашнею, что на Звериной луке, двенадцать четей; сена на оз. Ванске, по обе стороны Мологи, сто семьдесят копен». Деревня и озеро получили название по р. Вана, протекающей в районе. Гидроним восходит к слову вана – 'заливной сенокос', 'озерко в русле реки' (К.СТЭ), заимствованному из финно-угорских языков: в фин. vana – 'след, тропа, полоса, русло реки', карел, ливв. vaпи – 'полынья', 'глубокое русло реки', вепс. vana – 'овраг'. В севернорусских говорах вана – 'полынья' (Ф, I, 271). На русской почве финский географический термин осложнился суффиксом -с/с.·

     По данным Писцовой книги станов и волостей Устюжны Железнопольской 1628 – 1630 гг в д. Ванское было шесть крестьянских дворов, в которых проживало 27 лиц мужского пола (женщины не указаны). Среди жителей деревни того периода известны фамилии Клементьевых, Ананиных, Ванюковых, Никитиных и Болтуновых.

До отмены крепостного права Ванские крестьяне принадлежали помещикам Титовым , позднее местные земли находились с общинном владении жителей деревни. Известно также, что Ванское входило в приход храма Преображения Господня с.Модно.

     В 1885 году земские статистики зафиксировали в Ванском 178 крестьянских домов с количеством жителей более 700 человек, в том числе в возрасте от 18 до 60 лет - 445 человек, а детей до 18 лет – 218 человек. В это время ванские крестьяне имели в наделах в общей сложности около 2700 десятин земли, на которых сеяли рожь и овес. В местных хозяйствах было 134 лошади, 155 единиц крупного рогатого скота , 70 свиней, овец и коз. В качестве приработков ванские крестьяне занимались гонкой судов, а также ковали на продажу гвозди в 15 сельских кузницах. Зажиточные жители содержали в деревне три лавки-магазина, где торговали различной, необходимой в хозяйстве мелочью – нитками, булавками, дешевой мануфактурой, посудой, солью, спичками и т.д.

     В послереволюционный период в Ванском было организовано сельскохозяйственное товарищество, которое занималось кожевенным производством. Кроме того, по данным кустарно-промышленной переписи, проведенной в Устюженском районе в 1930 году, в деревне было пять ремесленников. Житель Ванского Илья Фадеев занимался кузнечным производством, Иван Кузьмич Гршенин и Петр Петрович Евсин – кожевенно-обувным, Кузьма Иванович Малов и Андрей Степанович Поздняков – мукомольно-крупяным и маслобойным.

     В апреле 1933 года в Ванском был создан колхоз. К 1941 году Ванское было центром Ванского сельского совета объединяющего три колхоза. Позднее, при укрупнении они слились в одно хозяйство – колхоз «Красный Утро». Ванский сельсовет был ликвидирован в 1954 году, а его земли вошли в состав Моденского сельсовета. В 2006г. д.Ванское вошла в состав Лентьевского муниципального образования.

     В 1,5 км. от д. Ванское протекает река Молога, образуя по берегам живописные места. Поэтому земли в районе д.Ванское скупаются под строительство дач, в основном жителями г.Череповца.

     Ни промыслового ни судоходного значения река не имеет. Рыбалкой занимается местное население для собственного потребления. На заливных лугах и в урочище заготавливают сено. Летом по реке сплавляется много туристов на байдарках, останавливаясь у берега реки.

     По географическому положению д.Ванское занимает очень выгодное положение, так как находится на федеральной трассе Вологда – Новая Ладога. Туристы, да и просто желающих посмотреть что-то новое и интересное, могут легко попасть в д.Ванское.

     В современный период среди специалистов Ванское - известно как одно из самых крупных в регионе местообитаний дуба. В округе д.Ванское находится природный заказник под названием «Ванская Лука».





 

Вешки

Горка

Глины

 


 

 гро    ГРОМОШИХА. В начале XVII в.  в источниках упоминается пустошь Громошибла: «...пустошь Громошибла лесом поросла» (АЮ, II, л. 128). Изменение морфологической структуры слова связано с активизацией словообразовательной топонимической модели с суффиксом -иха. Деревня  стоит на высоком левом берегу реки Мологи чуть выше впадения в нее Чагодощи. Впервые в памятниках письменности деревня с названием в форме Громошибля упоминается еще в писцовой книге 1567 года. Места на вершинах холмов, куда часто попадали («шибали») молнии, у русских язычников посвящались  Богу грозы Перуну. Деревня, возникшая около этого места, получила характерное название Громошибля, которое затем упростилось до Громошихи.

Значительное количество жителей деревни составляли переселенцы из района затопления водами Рыбинского водохранилища.

Родина Героя Советского Союза Корелякова А.Н.

     Живописная деревня, в майское время вся в черемухе и сирени, стоит на берегу реки Молога, напротив поселка им. Желябова. Поблизости (1км) место впадения реки Чагодоща в Мологу. В деревне три улицы: Центральная, Космонавтов и Садовая, на которых располагаются более 70 домов. Имеется магазин, часовня. (Вы смотрели ее фото на странице "ИСТОРИЯ). В 1 км проходит федеральная трасса А114 Вологда-Новая Ладога. Устойчиво работает связь МТС, МЕГАФОН. В лесу - грибы, ягоды. Пользуется популярностью у горожан. В деревне работает магазин.

     Особенно много народу собирается ежегодно 18 июля на традиционный праздник деревни Серьгиев день. Всегда находится инициативная группа, организующая на берегу  реки   Мологи деревенские гуляния. Играет музыка, поются под гармошку песни.

В деревне имеется Часовня, построенная усилиями местных жителей.

     Распространенные фамилии: Драницыны, Ершовы, Гороховы, Савины.

 

 

 

 

 

 

 


Зимник

Колоколец

Мережа

       Деревня ОГИБЬ. Основана в конце XVI в. Владел ею сначала Борис Годунов, после его смерти – Михаил Нагово, затем сибирский царевич Араслан, потом думный дьяк П. Третьяков. Название по местоположению. Имя существительное огибь в древнерусском языке обозначало 'крутой изгиб берега, колено реки' (КДРС). Деревня, возникшая на излучине реки, стала именоваться Огибью.

Окуловка

Орел

Пожарки

 


 

Порослово

Памяти летчика Кравцова Ф.Т., погибшего в авиакатастрофе в 1942г. вблизи д. Порослово. Похоронен там же.

Всей деревней искали. В лесу нашли

У рухнувшего самолёта.

Подростки и женщины тихо несли,

Разбитое тело пилота.

Смотрели печально в лицо молодое,

Роняя скупые слова:

"Лицо не разбито, лицо, как живое,

И только у глаз синева".

Плотно закрыты синие очи,

Тихо носилки плывут.

Женщины плачут: "Скажи, сыночек,

Родные-то где живут?

Где дом твой? Где мама тебя ожидает?

Вещует ли сердце твоей жене,

Что ты отходил по родимой земле,

Иль горького горя не чает?"

Не дрогнули веки, молчали уста,

Лишь мрамором щёки белели.

Да ветер весенний шуршал в кустах

Да сосны печально шумели.

В деревне скорбную ношу

Внесли осторожно в дом,

И по старинному, по хорошему,

Заупокойный пропели псалом.

Словно сына его обрядили,

В красный угол на стол положили

И зарыдали. На нас не сетуй,

Незнакомый чуж-чужанин.

У нас не спросил ты совета...

И долгую ночь до рассвета

сидели над гробом они.

При слабом мерцании лампадки

Читали божественный стих...

Суровая доля солдатки,

Витала над каждой из них.

Война никого не щадила,

В конвертах простого формата,

С бедой в каждый дом приходила

Посмертная слава солдата.

Трёхкратный залп по тишине ударил

И тишину, как парус, разорвал.

Молитву чьи-то губы прошептали,

Листок с березы на песок упал.

Упал листок, кусочком малахита

Блеснул на свежевырытом песке.

Друзья погибшего не плакали открыто,

Склонили головы в немой тоске.

Над холмиком, голов не покрывая,

Недолго постояли и ушли...

Друзей ждала военная страда.

Мать далеко, она ещё не знает,

И злые вести до супруги не дошли

Дни уходили. Пролетали годы....

Над обелиском красная звезда.

Много на нашей земле обелисков

Увенчанных красной звездой!

На них невернувшие скорбные списки

Начертаны скорбной рукой.

То павшим героям великая Тризна,

Как вечный огонь над могилой горит.

То подвиг великий славит Отчизна

Ничто не забыто, Никто не забыт!!!

Понизовье

Попчиха

Староречье

Сысоево

Хотыль

Шалочь

шШелохачь  "...Сероводородные источники? Конечно, знаю! Тут они, рядышком. Как пройдешь ручеек да Сосновый горбанчик (это у нас так холм с соснами называют), тут они в траве и примостились. Летом некоторые из них, что поменьше, пересыхают. Только запах и остается. А самый главный источник всегда ключом бьет. Он в ольховых кустах, что в Коровьей ноге растут, спрятался. Что за нога? А там у Чагодощи излучина. А на берегу еще железки сохранились. Лет 20 назад, после весеннего половодья, в главный источник брошенный паром затянуло. Его остов до сих пор в кустах виднеется...."

 

 

Деревня Шуклино. ЧУДЕСА ЗЕМЛИ УСТЮЖЕНСКОЙ (Газета Вперед, август 2010г.)

     "В это раз нас ждала небольшая деревенька Шуклино в Лентьевском муниципальном образовании...

     Дорога наша лежит через деревню Порослово, совсем небольшое поселение, но имеющее дома с красивыми резными наличниками, заборы с интересными украшениями, а также поразивший нас дом из огромных брёвен, в котором, по словам местных жителей, раньше было правление колхоза. Сейчас он стоит заброшенный, но, видимо, простоит ещё очень и очень долго: раньше делали на века! Очень интересно, кому он принадлежит?

     Едем дальше. От Порослова примерно пять километров. И вот мы на месте. Деревня Шуклино, одной из особенностей которой является то, что до сих пор люди живут там без электричества! А мы-то, идя по улочке, думали: чего же не хватает? Электрических столбов! А теперь о более древнем...

     Устюженская деревня Шуклино получила своё название от мужского имени Шукля. Это имя имело тюркские корни и в переводе на русский означало «обладающий красивыми ресницами». Впрочем, Шуклино имело и второе название – Грива. Оно указывало на то, что поселение было основано на поросшей лесом возвышенности или холме.

     То, что деревня на возвышенности, мы не заметили, но, может быть, это оттого, что больше мы смотрели на другое...Домов немного, но тянется улица на большое расстояние, потому что у каждого дома огромная территория, свой маленький лесок... По всей улице – сирень, сирень, сирень...Оказывается, сирень, а так же липы, которых мы в округе увидели тоже очень много (есть даже липовая аллея), садил живший раньше в деревне помещик, фамилию которого как ни пыталась вспомнить одна из старейшин, так и не смогла...А звали его Григорий Семёнович Константинов.

    Депутат 2 Государственной Думы Григорий Семёнович Константинов являлся гласным Устюженского уездного земского собрания, членом землеустроительной комиссии в Устюжне и присяжным поверенным в г.Рыбинске. В конце XIX века он владел усадьбой Шуклино в Лентьевской волости и имел собственный дом на правой набережной Мологи в Устюжне. Местные жители также утверждают, что в Шуклино была у него пекарня.

     В Устюженском уезде благотворительная и просветительская деятельность семьи Константиновых была широко известна. В 1910 году, например, Григорий Семёнович открыл в Шуклино первую в крае сельскохозяйственную школу для девочек 14-17 лет, пожертвовав для этих целей собственный двухэтажный каменный особняк. Константиновы полностью содержали школу, где крестьянские дети в течение двух лет с помощью опытных педагогов изучали секреты садоводства, огородничества, пчеловодства и маслоделия.

     Очень жаль, что от той усадьбы и школы не осталось ни камня...Кто всё разрушил, зачем и когда, мы так и не смогли узнать...

    t     Зато мы полюбовались на каким-то чудом уцелевшую (пусть и наполовину) деревянную церковь. В очередной раз нельзя не отметить, что сделана она была качественно и из хорошего дерева! Позже, обращаясь к источникам, узнаём, что это Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1900 году (приписанная к Чирецкому приходу). Местные жители вспоминают, что в лесу есть место – «попов дом», где раньше жил батюшка этой церкви. Сейчас там остались только две ямы. Почему так далеко от места служения? Да чтобы, идя в церковь, оставить всё мирское по дороге...

      И, наконец, нельзя упомянуть ещё одну достопримечательность деревни – огромный кедр прямо при въезде в деревню! Столетний, говорят, но кто знает, может, и в разы старше, ведь о его истории тоже не удалось ничего выяснить. Величественный, высокий, руками не обхватить (проверено на себе), обладающий какой-то необъяснимой энергией – красота и сила одним, нет, двумя словами!

     Вот и подошло к концу очередное приключение, но, даже не оставляя монетку в деревне Шуклино, почему-то тянет туда, хочется вернуться... Хоть там и нет света, а значит, и телевизоров, компьютеров, телефонов, но есть какая-то тайна, неизвестность, в которую хочется окунуться ещё раз. Ещё раз взглянуть и прикоснуться, узнать всё до конца, ведь так не хочется, чтобы вопросы остались без ответа.

Яндекс.Метрика