Среда, Августа 15, 2018
   
Text Size

Устюжна Сити

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ УСТЮЖЕНСКОГО УЕЗДА

Школы Устюженского района

Образование - История школы

Индекс материала
Образование
ШКОЛЫ района
История школы
Наши БИБЛИОТЕКИ
Все страницы

 

«Мир через культуру»

Егорова Анастасия.

Ученица 9 класса, МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа»,

д. Лентьево.

Поисково – исследовательская работа

по историческому краеведению

на тему:

«Страницы из истории Лентьевской школы».

Научный руководитель: Авдонина Татьяна Борисовна, учитель английского языка МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа».

Почтовый адрес: 162820, 52, ул. Советская,

д. Лентьево, Устюженского района, Вологодской области. Тел. 4-31-32.

Введение.

     Школа - это образовательное учреждение, так говорит скупой язык словаря. На самом деле школа это двери в жизнь, и через них прошли все мы. Появившись в далеком прошлом, школы постоянно менялись, преобразовывались, но не теряли своей значимости в жизни общества. По отношению общества к образованию, к школам, мы можем точно определить уровень его развития, его потребности, и стремления.

     Каждый лень мы переступаем порог нашей школы и проводим в ее стенах большую часть своего времени: учимся, что-то изобретаем, иногда шалим. Но, однажды покинув ее стены, мы вспоминаем каждое мгновение, проведенное в ней. Встречаясь с учителями, одноклассниками, мы вновь возвращаемся в счастливое и беззаботное детство, и воспринимаем мы школьные годы, как самое счастливое время в своей жизни.

     Но когда появилась наша школа, какой она была в разные периоды истории, мы часто не знаем, хотя в школу ходили и наши бабушки, дедушки и папы, мамы. Иногда от них мы слышим: «А вот в наше время...». Поскольку с Лентьевской школой тесно связана жизнь моей семьи, (в свое время моя бабушка работала в этой школе учителем, а моя мама получила здесь свои первые знания и, затем после получения образования, возвратилась сюда работать) мне всегда было интересно знать, какой была наша школа в разные периоды истории нашей страны.

     Поэтому:

     основной целью своей работы я считаю –

     используя архивные и музейные источники, а так же воспоминания различных людей, волей судьбы связанных с нашей школой, описать некоторые страницы ее истории и сложившиеся традиции. Как рабочий гордится своим заводом, его прошлым и настоящим, так и мы, опираясь на знания о прошлом, можем сделать свое настоящее более интересным и значимым для себя. Я считаю, моя работа может помочь в этом.

    Основными задачами своей работы я определила -

    1. Вести поиск документов, связанных каким либо образом с Лентьевской школой.

     2. Собирать воспоминания выпускников и учителей нашей школы о школьных годах, традициях, существовавших у школьников разных лет.

     3. Определить основные периоды существования и развития нашей школы.

     Часть 1. Школа в 19 веке.

    Предисторией бурного развития образования в Российской империи стало принятие «Положения о Губернских и Уездных земских учреждениях», 1 января 1864 года. Земские учреждения не входили в систему государственного управления, но внесли большой вклад в развитие нашей страны.

     Е. Воротынцева в статье посвященной работе Устюженского земства пишет: «Устюженское народное земство было организовано в 1865 году. За весь период его существования в его ведение входили такие вопросы, как заведование земскими повинностями, и всеми капиталами земства, страхование имущества, обеспечение уезда продовольствием, помощь в развитии земледелия, торговли и промышленности, борьба с эпидемиями (массовые болезни животных), вопросы народного образования и здравоохранения, проблемы средств сообщения и т.д.». Этими фразами определена большая работа членов Земского собрания по развитию вверенных им территорий. Открытие школ – одно из них. Работа по развитию образования в уезде велась Земсвом очень продуманно, школы открывались в тех деревнях, где сами местные жители проявляли инициативу и оказывали помощь. Пересматривая «Систематический сборник постановлений земских собраний» мы можем проследить путь открытия школы в нашем селе. Уже в 1878 году здесь работала учительница, которую нанимало «общество». Сами крестьяне платили ей жалование. В октябре 1878 года Лентьевский волостной старшина обращается в земскую управу с просьбой выделить деньги на содержание учительницы. В своем ответе земство соглашается на выдачу денег в сумме 158 рублей, но при условии что «обществом будет доставлен приговор, в котором будет обозначено, в какой мере общество принимает участие в содержании школы». В следующем документе мы уже читаем, что Гласный Колюбакин Н.А. доложил земскому собранию приговор крестьян Лентьевской волости о желании последних построить здание для школы своими средствами и ежегодно отчислять на содержание школы 35 рублей 57 копеек. Земское собрание со своей стороны выделяет деньги на зарплату учительнице, и на классные принадлежности. Из этих документов я делаю вывод: Школа открылась в нашем селе в первую очередь благодаря стараниям родителей, желавшим дать своим детям образование (скорей всего они почувствовали необходимость получения знаний, без которых все труднее было жить в стране).

      Лентьевская школа была основана земством в 1879 году. «Находится в селе Лентьево, Лентьевской волости, Введенского прихода, в котором числится 814 душ на пространстве в 20 верст», узнаем мы первые сведения из «Очерка народного образования Новгородской губернии за 1884 – 85 годы». Находилась она на расстоянии 20 верст от города и от церкви 1/2версты, от соседней школы – 6 верст. Располагалась в «общественном» деревянном доме (на каменном фундаменте) занимает высокую местность среди селения. При доме имеется сад и лужок. Комнат в доме 6; две классных, две комнаты для учителя, прихожая и пустая комната.

      В первой может поместиться 50 учеников, во второй 40 учеников. Окон в одном классе 5, расположены слева и спереди, обращены на юг и восток. Во втором классе одно итальянское окно. Печь одна, изразцовая. Классное помещение холодно. Учительница занимает две комнаты.

     Законоучителем с 1879 года состоит священник Ефимий Васильевич Орнатский, 50 лет от роду, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии (1837 год). В год дает 50 уроков, за вознаграждение 30 рублей, живет за ½ версты от школы.

     Учительница Раиса Александровна Филадельфина; помощница Мария Александровна Богданова. Обе окончили курс в Устюженской женской прогимназии; 1-я в 1879 году, 2-я в1881году.

     Молодые девушки, 23 и 19 лет, выпускницы Устюженской гимназии начинали здесь свой трудовой путь. Учительница духовного звания, помощница мещанского. «Содержание обе получают от уездного земства учительница 200 рублей, помощница 180 рублей».

      Попечитель, избранный обществом, местный крестьянин Тимофей Иванович Карпушев, «пожертвовал освещение», т.е. на свои средства закупает для школы керосин для ламп.

     Учащиеся: 56 мальчиков, 22 девочки, большинство в возрасте 10-11 лет. Набраны ученики из селений Лентьевской волости, трех приходов; Введенского – из сел Лентьева, (где школа), Шелохачь (3 версты), Громошиха 4 версты, Понизовье 11верст, Сысоева 12 верст. Покровского прихода: дер. Огибь, Чирецкого прихода дер. Шуклино.

     Поскольку при школе нет интерната или как раньше называли «приюта» ученики из дальних деревень живут у «обывателей», т.е. у местных жителей и рассчитываются за проживание мукою, или 6 - 7 рублей. Школу посещают неисправно в ноябрь и апрель (замерзание и разлив рек).

     Учились по учебникам Соколова, Водовозова, Бунакова, Корфа, Ушинского, Пуцыковича, Евтушевского и Томаса. География Пуциковича, прописи Гербача. Из наглядных пособий имеется только Арифметический ящик. Учебники и письменные принадлежности высылаются уездным земством, им же высланы 45 книг для библиотеки. Местные жители охотно берут книги в школьной библиотеке. Учительницы пользуются книгами из земской управы; в школу выписывается журнал «Народная школа».

     «Местные крестьяне трех селений расходуют на школу 84 рубля 56 копеек (по 8 копеек с души). На наем помещения, сторожа и отопление: сбором заведуют сельские старосты; расходованием волостной старшина, обязательства исполняются исправно. Остальной расход принимает уездное земство. Платы с учащихся не взимается. Всего на школу в год расходуется 544 рубля 92 копейки. Домашняя школа существует в деревне Мережа (16 верст). Учит, окончивший в Лентьевской школе, 10 учеников из Мережи. Плата 30 коп. в месяц и готовый стол, существует 1 год».

     В 1889 году в школе открылась учительская библиотека; книгами разрешалось пользоваться всем желающим.

     В 1904 году земство рассмотрело вопрос об открытии в Лентьевской школе должности третьей учительницы, так как в школе обучалось уже 112 человек.

     Для успешного преподавания истории, естествознания в 1908 году Лентьевская школа была снабжена наглядными пособиями в числе десяти крупнейших школ уезда.

     Земское собрание, обеспечивая школу финансами, строго контролирует, не только то чему учат в школе, но и кто учит. Так из главы второй того же документа мы узнаем о прекращении выдачи содержания учителям, назначенным в школу без одобрения земства. Что, надо отметить, отразилось на успехе работы школы. В 1894 году Устюженский уездный учительский совет, проводя аттестацию школ, признал лучшими пять. Среди них Лентьевскую. Учителям была выражена благодарность. В том же 1884 году на развитие Лентьевской школы было выделено 1000 рублей.

     Часть 2. Школа в 50-е годы.

      В декабре 1920 года в Лентьевской волости создан Коммунистический Союз молодежи.

     С 1923 года по 1924 год стали открываться 4, 5, 6 классы.

      С 1928 года школа была преобразована в семилетнюю.

      В 30-е годы в школе обучалось около 300 учащихся. В начале 30-х годов в школе появляются первые пионеры и октябрята.

      Директором школы в 30-е годы работал Коновалов И. И. Школьный коллектив насчитывал 13 учителей и пионервожатую.

      В годы Великой Отечественной войны директором школы была назначена Макарова Клавдия Дмитриевна.

     С августа 1945 года директором школы стал Степан Александрович Потеряев.

     В 50-е годы Лентьевская семилетняя школа преобразовывается в среднюю. За 1950 – е, 1960-е годы в школе сменилось пять директоров: Василькова Л.В., Чирков Э.С., Толбухина Р. И., Маров А. И., Соколов В.

     В 1952-1953 году директором школы была Василькова Лукия Васильевна. Изучая «Отчет о работе Лентьевской средней школы Устюженского района» за этот год, я смогла найти достаточно много информации о том, какие вопросы и проблемы стояли перед школой в то время.

      1951-1952 учебный год школа закончила неудовлетворительно. Успеваемость учащихся была очень низкая. Были существенные недостатки и в воспитании учащихся. Школа над решением этих задач и работала 1952-1953 учебный год.

     Задачами ее были:

     1.Полное осуществление обязательного всеобщего семилетнего обучения.

     2.Дать глубокие и прочные знания основ наук.

     3.Воспитать в учащихся любовь к труду, самостоятельность в работе, привить навыки и умения практически осуществлять и применять полученные знания в жизни.

    4.Выполнять правила для учащихся.

    5.Воспитывать в учащихся правильное диалектико-материалистическое мировоззрение.

     К осуществлению поставленных перед школой задач коллектив учителей приступил с 1 сентября 1952 года.

     К началу учебного года школа с точки зрения материального и хозяйственного оборудования была подготовлена. Несколько хуже обстояло дело с учебным оборудованием.

     Школа была полностью обеспечена топливом. Необходимое количество дров было запасено не только для школы, но и интерната, и учительских квартир. Классные комнаты были отремонтированы. В здании интерната все комнаты обшиты вагонкой и поклеены, в здании начальной школы один из классов так же обшит вагонкой и поклеен. Это же сделано и в зданиях средней школы в семи классных комнатах и в коридоре. Стены покрашены краской.

     Приведена в порядок отопительная сеть, капитально отремонтированы две печи, почищены трубы и дымоходы. Покрашена железная крыша. Отремонтированы потолки в классе. И еще много мелких неполадок было устранено.

     Из оборудования школы была вновь приобретена часть инвентаря. Сделаны четыре классные доски, три шкафа под книги и учебно-наглядные пособия, пятнадцать табуретов, десять столов (небольшие столики). Для интерната сделаны тумбочки, закуплен мягкий инвентарь: матрацы, простыни, наволочки, одеяла.

     Приобретено некоторое учебно-наглядное оборудование. Все это говорит о том, что школа к учебному году была готова со стороны хозяйственной.

     Для учащихся завезены учебники, тетради, чернила, мел, т.е. все то, что требуется к урокам.

     Из главы «Всеобуч» я узнала, что в школу в тот год пошли 459 учеников, в 1 – 10 классы. Всего классов было 17. Не все дети охотно ходили в школу и учителя очень много сил прикладывали к тому, что дети учились. Они переживали за каждого ученика, и посещаемость по классам составляла от 93 до 89 %. Многим ученикам не в чем было ходить на занятия, и учителя на свои деньги покупали для них пальто, ботинки, валенки. «Ученику Шманину куплено пальто и ботинки на деньги собранные учителями. Ученица Старцева тоже снабжена валенками, школьными письменными принадлежностями и учебниками. Отдельным учащимся оказывалась помощь выдачей бесплатно тетрадей и учебников. Материально дети не имели нужды, и условия жизни у большинства были вполне удовлетворительные».

     Школа работала в 2 смены, занятия проходили в 3–х зданиях. Очень часто последние ученики уходили из школы около 10 часов вечера, иногда и позднее.

      Учительскими кадрами школа была обеспечена. Учительский коллектив состоял из 20 человек. Среди них были опытные учителя со стажем от 10 до 27 лет. Самый большой стаж работы был у Васильковой Л. В. -27 лет.


    Часть3. Школа в 60- 80 годы.

     В 1961 году директором школы назначается Драницына Ангелина Никитична.

     В 1968 году Драницына А. Н. награждена значком «Отличник народного просвящения».

     В 1970 году в Книгу Почета районной пионерской организации в числе других занесен пионерский отряд седьмого класса Лентьевской школы и лучшие пионеры активисты.

     Хорошо развивалась тимуровская работа. Работало школьное лесничество. За хорошую работу школьного лесничества Лентьевская школа была награждена «Большой медалью» и «Вымпелом» Всероссийского общества охраны природы. В 1978 году Лентьевская школа из восьмилетней была реорганизована в начальную.

     Директором была назначена Афанасьева Нина Александровна, учителем Богданова Вера Ивановна.

      В 1998 году Лентьевская начальная школа реорганизована в основную. В декабре 1998 года школа получила лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

     Официальное наименование: Муниципальное образовательное учреждение «Лентьевская основная общеобразовательная школа».

     В школе работает 17 учителей. Директором назначена Егорова Елена Николаевна, руководитель 1 квалификационной категории.

      В 1930 году в Громошихе открылся филиал Лентьевской школы. Дети учились в одном из частных домов. «Когда директор собрал всех будущих первокласников, их оказалось 81 человек. Вот тогда – то и было принято решение об открытии филиала». Директором в то время был Коновалов Иван Егорович, а учительницей в Громошиху была направлена Скородумова Екатерина Егоровна.

     БУБНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

      Это была Учительница именно с большой буквы. Умение ладить с людьми, умение увлечь любого, заставить делать даже то, чего он не умел или даже не хотел - вот её заслуга. Поразительных успехов она добивалась в воспитательной работе. Ребята шли за ней, куда угодно. Однажды мы задержались на заседании агитколлектива и довольно долго - этим самым опоздав на репетицию, и не рассчитывали что ребята нас будут ждать, и ошиблись, увидев у школы большую толпу ребятишек.

      Они знали, что если репетицию назначила Валентина Николаевна, она обязательно состоится. В школе в то время не было музыкального работника, а мы готовились к районному фестивалю. В программу входили в качестве основных номеров песни, танцы, художественное чтение. Она сумела объединить все номера в один прекрасный монтаж. Умело сочетались все номера, и во всех нужно было музыкальное сопровождение. Так вот, она сумела договориться с музыкантом из Устюжны, и он раз в неделю приезжал к нам на репетиции. При этом она была готова платить личными деньгами. Так важен для неё успех...

     А сколько готовилось костюмов различных национальностей?

      В ход шли плакаты и обои: ведь школа не имела средств для приобретения материалов, хотя бы лент, кружев, тесьмы. Великолепными получились два китайских танца с фонариками и с лентами, а как лихо отплясывал русского Панкрашов Саша. За наше выступление школа получила грамоту. Еще более интересным было оформление колонны. Ребята несли китайские фонарики, а выше колонны плыл, извиваясь, десятиметровый, ярко раскрашенный чудовище – змей. Его ребята готовили более двух недель. На изготовление израсходованы, принесенные из дома простыни, акварельные краски, бельевые веревки и многое другое.

    Фестивали проводились ежегодно. Для подготовки требовалось время, потому что кроме художественных выступлений состоялся смотр строевой подготовки с горном и барабаном, с песней и речевкой. И однажды во время смотра, когда колонна шла мимо трибуны, у одного из идущих в строю с ноги слетела туфелька. Не обращая внимания на такой казус, девочка продолжала маршировать.

     И так поступил бы каждый, потому - что всем была дорога честь школы, которую они защищали. Все, кто был на трибуне, удивились такому поступку школьницы и без колебаний присудили нам первое место.

     Надо сказать, на фестивале, почти ежегодно, школа занимала призовые места. Мы конкурировали с городскими школами и выходили победителями, с нами считались, нас уважали, у нас было чему поучиться. Заняв по всем показателям лучшее место в районе, в 1967 году школа была занесена на областную Доску почета.

     КОРАБЛЕВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

     Кораблева Екатерина Михайловна закончила Ленинградский педагогический институт имени Луначарского. С 1950 года работала в школе. Вела математику, физику, черчение. «В первый год было сложно с дисциплиной, но помогала любовь к детям»- вспоминает Екатерина Михайловна. С 1970 года работать стало интересней, учителя получили больше свободы в выборе методики преподавания, появилась возможность творческого подхода к преподаванию предметов.

     Школьный коллектив работал дружно. Главное направление школьного воспитания - эстетическое. В школе работал кукольный театр, ставили оперу. В классах часто проходили внешкольные мероприятия. Ребята участвовали в пионерских маршах. Вели переписку с Череповецким литейным заводом. Писали о своих делах в « Пионерскую правду».

      Всей школой строили макет здания школы, соблюдали точный масштаб во всем. Работа ребятам очень нравилась. Она объединила не только классы, но и всю школу.

      В 1978 году Екатерина Михайловна ушла на пенсию по выслуге лет. Она отдала себя служению детям. Ей присвоено звание «Отличник Народного Образования».

    Из воспоминаний Драницыной А. Н.

     «Человеком - находкой для школы оказалась Кораблева Екатерина Михайловна. Учитель - талант. Дочь художника, она унаследовала от отца эти качества и использовала их там, где только можно. На ней лежали все оформительские работы. А как искусно она это делала. Так к 50-летию Октябрьской революции объявили конкурс на лучшее оформление классов. Конечно, все старались, как могли. Много было оригинальных оформлений, но лучшим был класс Кораблевой. И не потому, что она умела рисовать, а потому, что неистощима на выдумки. На задней стене класса во всю её величину красовался крейсер Аврора». Ребята под руководством классного руководителя допоздна малевали эту стену. Их восторгу не было предела. Или состоялся смотр художественной самодеятельности. В программу входили обязательные и произвольные номера. От её класса в качестве произвольного номера преподнесли кукольный театр. Да как умело все сделано: щитовая сцена размером полтора на полтора метра по углам крепилась каким-то необыкновенным способом, декорации, нарисованные на бумаге, быстро прикреплялись к сцене, куклы, сшитые самими, имели довольно приличный вид. Сценарий по сказкам создавался самой учительницей. Всю работу выполняли ребята вместе с классным руководителем. Хотелось бы рассказать ещё об одной её удивительной поделке. Вместе с классом решили сделать макет школы. Это была кропотливейшая работа, над которой трудились полгода: ведь надо все исполнить в точности, соблюсти все размеры классов, коридоров, окон печей, дверей и т. д., естественно все нужно дать в уменьшенном масштабе. Подготовка сделана. Начались работы: выпиливание, шлифование, вырезание, покраска - вот детали готовы, их нужно соединить. Пришлось обратиться за помощью к мужу Кораблевой - Василию Максимовичу, и работа закипела... Здание обнесено забором, перед окнами разбиты клумбы. Все как в натуре. Это было настоящим чудом. Оно сделано руками ребят под руководством Кораблевой Е. М.

М. Баскин.

«В ЛЕНТЬЕВО ... НА ОПЕРУ»

(Журнал «Вожатый». 1974 год, журнал 8.)

Я начну с конца. С того момента, когда выбирался из Устюженского района, где побывал в Лентьевской школе, что в 20 километрах от районного центра. Мне хочется, чтобы читатель имел представление о месте и времени действия.

Авиасвязь из-за погодных условий между Вологдой и Устюжной на время прекратилась. Автобусы из-за бездорожья тоже не шли. Поэтому оставалось только одно - добираться на автомобиле повышенной проходимости до Череповца. Мы тронулись в путь рано утром в надежде на морозец. Морозец был, но весенний морозец, которому уже не совладать с начавшимся разливом. Лужи на дороге превратились в маленькие озера и «газик» с включенным «передком», казалось, плыл, разгоняя капотом ледяное крошево. Два с лишним часа ушли на 20 километров, которые отделяют Устюжну от строящейся автострады Ленинград - Вологда. Когда мы выбирались на бетонку, шофер сказал: «Ну, теперь, считай, доехали». Хотя ехать предстояло ещё почти триста километров. Но это были километры современной скоростной автострады, которая перечеркнет болотистое бездорожье Ленинградской и Вологодской областей. Это дорога в большие города.

«ГРАНД ОПЕРА»

Бабушка Анна прочитала афишу, а потом вслух произнесла: «Либретто Н. Кончаловской». Слово «либретто» ей пришлось по душе, она дважды повторила его на свой вологодский манер. Потом вздохнула и вошла в клуб. В клубе в тот вечер ребята ставили оперу «Красная шапочка». Не было оркестровой ямы, и не слышно было настраивающихся скрипок. Протерев перламутр баяна, Николай Иванович Крылов, учитель физкультуры, старательно вывел первые такты увертюры, и действие началось. Впервые в деревне звучала опера. Опера - сказка «Красная шапочка». И хотя трудно глаз было отвести от нарядных костюмов, уйти от нежных мелодий, зритель время от времени перешёптывался. Склонившись к соседу, лесоруб с громадными натруженными руками спрашивал шепотом: «Это не Панкрашовых дочка? А вон - не Зимина ли?». Потом в «зайце» и «волке» узнавали еще кого- то, и опять в зале переглядывались и перешептывались. Как во всякой опере был финал. И если бы в зале присутствовали представители прессы, они бы, наверное, написали: «Оперу горячо встретили зрители... молодые дарования из Лентьева показали себя и т. д. и т.п. Но представителей прессы в зале не было. А были взволнованные до глубины души люди, пришедшие сюда после рабочего дня. У многих на глазах блестели слезы, нет, не слезы обыкновенного умиления - смотри, детишки на сцене поют, а благодарные слезы радости от встречи с искусством.

И тут к месту сказать вот о чем. На семинарах и совещаниях пионерских работников и отрядных вожатых часто приходится слышать просьбы, пожелания, а то и прямую критику в адрес детской драматургии, которая-де не дает коротких сценариев. А дружине, школе, говорят вожатые, не под силу поставить большую пьесу, оперу, композицию и т. д.

Спору нет, для пионерской самодеятельности нужны и одноактные пьесы и прочие малые формы. Но не слишком ли мы сетуем на слабость и неподготовленность детского творческого коллектива. И не скрывается ли за этими упрощенными сценариями, за надерганными для куцей композиции четверостишиями (зато по теме) обыкновенная инертность и бескультурье. И беда здесь, на мой взгляд, не только в том, что ребят сталкивают с безвкусицей, а в том, что искажается очень важный педагогический принцип: чем больше затрачено сил, стараний, чем больше преодолено трудностей в процессе той или иной деятельности, тем вернее и надежнее успех.

В Лентьевской школе решили и, забегая вперед, скажем, решили постановкой оперы целый комплекс педагогических задач. Опера здесь была не самоцелью, а средством большой воспитательной работы.

- Мысль поставить оперу возникла давно, - рассказывает Ангелина Никитична Драницына, директор школы, - И это было не прихотью, не желанием удивить белый свет. Это было логическим продолжением работы по эстетическому воспитанию. И, пожалуй, логическим продолжением всей пионерской деятельности. Было время, когда ни один мальчишка не умел и не хотел танцевать. Сказывалась дедовская «философия» - пустое, мол парню танцевать. А что за опера без балета. И вот тогда мы с прежней пионервожатой Люсей Ершовой, к стати человеком редкого энтузиазма, попробовали поставить танец «Юннаты», в котором принимали участие мальчики. Потом попробовали некоторые балетные номера. Получилось, на мой взгляд, совсем не плохо. И наконец, в прошлом году занялись постановкой «Красной шапочки». Было много сложностей, начиная хотя бы с того, что в опере должно участвовать 70 человек. А в нашей школе 120 учащихся. Выбирать таланты было неоткуда, хотя не в поисках талантов была основная цель.

В процессе подготовки к опере пионерская дружина сплотилась, активизировалась её работа по многим направлениям. И это произошло неслучайно. Опера была делом новым, сложным, массовым. Успех его зависел от всех вместе и каждого отдельности. И если в действиях на сцене было занято 70 человек, то в технической подготовке - изготовление декораций, костюмов и пр...- участвовали почти все ребята. На сафьян и бархат для костюмов нужны были деньги, и ребята зарабатывали их: укладывали у сельпо кирпич и дрова, собирали макулатуру и семенные шишки для лесного хозяйства. Работали дружно, хорошо, и заработок был приличный.

Мальчишки из кружка технического творчества соорудили декорации - раздвижные ширмы, подъемники для занавесей.

Дела всякого и разного было много, все были заняты, даже, можно сказать загружены, а вот успеваемость в это время повысилась. Да, да, повысилась, хотя не было такого условия - учись лучше, получишь роль. Секрет в том, что у ребят появилось обостренное чувство ответственности за все, что они делают, в том числе и за учебу. Вот наглядный пример. Роль зайца в опере поручили Мише Коновалкову. Многие учителя сомневались, не помешает ли его учебе, и без того посредственной, работа над ролью. Но опасения были напрасными. Мальчик, обычно ленивый, вдруг просто преобразился - стал старательнее, усидчивее, стал выполнять домашние задания так, чтобы не попасть к консультантам по учебе (есть у них такие на маршруте «В страну знаний»). Или вот пример: восьмиклассники в это время готовились к экзаменам, и те, кто был занят в опере, сдали экзамены лучше, чем предполагали.

Дни подготовки к постановке оперы были особенно напряженными для нашего консультационного центра. С полной отдачей работали в эти дни консультанты. В роли консультантов время от времени у нас бывают почти все успевающие ученики. Консультант назначается по определенной теме того или иного предмета, он должен хорошо знать свою тему, уметь просто и доходчиво объяснить её. Польза от этого большая и самому консультанту, и тому, кто обращается за помощью.

Вот так, помогая друг другу, дошли до того дня, когда у сельского клуба появилась афиша с перечислением действующих лиц и исполнителей ролей.

Главное действующее лицо...

Главным режиссером и постановщиком оперы была, конечно, Ангелина Никитична. Я говорю, « конечно», потому, что кому, как не ей «пионерскому директору», управлять новым и интересным делом. Но одно дело быть «пионерским директором» в средней школе, где есть старший вожатый, и организатор внешкольной и внеклассной работы, - совсем иное в небольшой восьмилетней. Так вот, Ангелина Никитична остается «пионерским директором» в школе, где нет штатного старшего вожатого. А дружина уже много лет лучшая в Устюженском районе, Ей присвоено почетное звание «Правофланговая».

Когда в районном Доме пионеров повел разговор об этой дружине, мне наперебой рассказывали о её многих интересных делах. И среди прочих искренних и добрых определений мне запомнились слова директора Дома пионеров З.Е. Поддубской: « Лентьевскую дружину уж который год мы удостаиваем высшей меры поощрения районного совета пионерской организации. А высшая мера у нас - обьективная оценка работы дружины и педагогического коллектива. Поэтому не удивился, когда увидел на груди Ангелины Никитичны значок «За активную работу с пионерами».

Еще, к сожалению, существует нелепый предрассудок: директору- де не солидно заниматься пионерскими делами и заботами, да ещё директору с 20-летним стажем, как у Дранициной. Происходит это от узости взглядов, по-моему, от недооценки пионерской деятельности, которая так же важна, как учебная. Нет и не может быть строгих границ между пионерской и педагогической работой. Так же как нельзя раскладывать по полочкам: вот это эстетическое воспитание, оно нужно для развития у детей высоких духовных мироощущений, а вот спорт предназначен для физического развития... Всеми доступными средствами мы воспитываем гармонически развитых детей. Вот кредо педагогического коллектива Лентьевской школы. И в этом причина его успехов.

Одних прочных знаний в век технического прогресса мало. Нужна идейно - политическая закалка и общая культура подрастающего поколения. Этим и руководствуется во всей работе с детьми директор и педагогический коллектив школы.

Учителя глубоко понимают свой гражданский долг. Они не считают переработкой задержаться в школе до позднего вечера, чтобы подготовить вечер, посвященный творчеству В. Маяковского, или математическую олимпиаду, или помочь пионерам в подготовке сбора. Им не безразлично, что выпускники школы нередко ещё покидают село. И они борются с этим. Борются своим педагогическим оружием - воспитанием.

Мне многое понравилось в Лентьевской школе, и я долго раздумывал, о чем написать в журнале. О работе школьного лесничества. Главный лесничий семикласник Коля Зудилов может часами рассказывать о своем лесном крае, о том, как 50 членов лесничества оберегают 1840 гектаров леса. Или о тимуровской работе. О благодарных отзывах многодетных семей Плешановых и Карпушовых, которым помогают пионерки Ира Капустина, Наташа Трофимова, Галя Логинова и др... А может читателю было бы интересно узнать о работе лучшего сводного отряда в деревне Шелохачь – том самом, в котором устроили соревнование на лучшего рыболова - девочку.

И все-таки я остановился на опере.

Почему?

Да потому, что опера для Лентьевской школы дело новое. И потому, что в какой-то мере проявляется примета времени. Да, примета времени - те самые истоки стирания граней между городом и деревней, определенные 24-м съездом партии.

По воле народа, выраженной в постановлении партии и правительства о мелиорации и сельском строительстве в нечерноземной зоне РСФСР. Лентьево, как многие другие села и деревни, скоро превратится в современный, благоустроенный поселок. Трудно построить новые поселки и сельскохозяйственные предприятия. Очень трудно проложить новые дороги - такую, как магистраль Ленинград – Вологда. Но не легче воспитать юных граждан, сформировать у них коммунистическое мировоззрение, привить у них любовь к труду, к родному краю, вывести на путь творческого познания.

БАЛЯКОВ ИВАН КУЗЬМИЧ.

Баляков И. К. родился 26 сентября 1922 года в деревне Попчиха, в крестьянской семье. Отец - Баляков Кузьма Иванович, мать - Балякова (Першина) Евдокия Ивановна. Деда звали Иван Анатольевич, а бабушку Анна Петровна. В семье кроме него были два брата: Митрофан и Михаил. (Михаил погиб во время блокады в Ленинграде). В школу ходили из Попчихи в Модно через Ванское. Это около 10 километров. Хорошо помнит своих первых учителей: Федосеев Василий Федорович, Крючков Василий Николаевич. В 4 классе учил Точилов Михаил Павлович. В старших классах учили по русскому языку Василькова Лукея Васильевна, а по биологии ее муж Адриан Семенович. В школе учиться было сложно, т.к. не было тетрадей, учебников, писали на газете (часто писали карандашом, а потом стирали и использовали второй раз). Вместе с ним ходил в школу Коля Оськин. Когда стали создавать колхозы, отец не торопился вступать и ему, как единоличнику, давали твердое задание, т.е. кроме налогов требовали сдать молоко, мясо или выплатить деньги. В 1937 году отца осудили как врага народа. Вернулся он домой в феврале 1943 года совсем больным.

До войны Иван Кузьмич занимался охотой, рыбалкой. Хорошо стрелял, добывал белку

С началом Великой Отечественной войны его призвали в армию. Начал войну у Старой Русы. Хорошо помнит, как призывали. «Выстроили новобранцев и спросили: «Кто охотился на белок?». Тем, кто вышел вперед, дали по 5 патронов. Тех, кто попадал в цель хорошо, сразу отправляли на фронт». Иван Кузьмич попал в минометную батарею связистом. Свой первый бой не помнит. Помнит только, что идти надо было только вперед. Было страшно. Потом привык. Приходилось служить на многих фронтах: 2 – й Ленинградский, Нарва, Псков, Витебск, Невель, Сокольники. В их части служила санинструктором молодая девушка, высокая стройная, красивая. Была она очень независимой. Те из мужчин, которые пытались за ней ухаживать ходили с синяками и царапинами. В одном из боев она вынесла на себе 17 раненых. А во время передышки пошла проверять солдат на вшивость и попала под минометный обстрел: ей оторвало обе ноги и очень тяжело ранило в живот. Когда ее увозили в тыл, все солдаты переживали, жалели ее, даже плакали.

У связистов было не писаное правило: не оставлять связь даже ценой жизни. Несколько раз Ивану Кузьмичу приходилось держать связь «с кровью», т.е. он был ранен. Несколько раз представляли к наградам, но поскольку он был сыном врага народа, его каждый раз вычеркивали из списка. Последнее ранение в ногу он получил в ходе боев 1944г. Их часть шла обход Пскова и утром 8 марта оборвалась связь с командным пунктом. Он и еще несколько солдат пошли искать обрыв, попали в перестрелку, и он получил ранение в ногу. Несколько раз терял сознание, когда пришел в себя наложил жгут на ногу и перевязал рану. В том бою от батальона осталось только 48 человек. На поле боя лежало много раненых. Немцы проходили и убивали тех, кто еще был жив. До него оставалось уже метров 80. Спас его от немецкой пули, начавшийся минометный обстрел. А утром 9 марта подошли разведчики. Один из них взвалил раненого солдата на плечи и « приказав не стонать и не шуметь» бегом доставил его в медсанбат. Там оказали первую помощь и эвакуировали в госпиталь. Перевозили их на санях. Эвакуация шла через открытое поле на розвальнях. «Возница гнал лошадей со всей силы. Раненые в санях ругались: «Вези потише!». На что тот отвечал: «Потом благодарить будете!». Они доехали благополучно, а третьи сани попали под минометный обстрел, все погибли. Поездом его доставили в госпиталь в Череповец, перенес 8 операций, в результате образовался ложный сустав на ноге. Как инвалиду Великой Отечественной войны ему была назначена пенсия в 150 рублей, а мешок овса стоил 600 рублей. Жили на картошке, получали паек хлеба 400грамм на человека, а на иждивенцев по 200 грамм.

ТОЛБУХИНА РУФИНА ИВАНОВНА

Толбухина Руфина Ивановна родилась 5 октября 1927 года в деревне Лентьево в семье рабочих. Детей было 5 человек. «Я была вторым ребёнком. В 1 класс пошла в Лентьевскую школу. Училась у Шадриковой П.И. После 1 класса семья переехала в Ленинград, отец работал на водном транспорте, мать- домохозяйка. В Ленинграде окончила 6 классов, когда началась Великая Отечественная война. Мне шёл 14-й год. Детей из Ленинграда стали эвакуировать. Нас с братом тоже решили отправить со школой. Всё было готово, как вдруг вечером приходит отец и говорит: «Достал билеты в деревню на всех. Собирайтесь, завтра поедете пароходом». Мать собрала самое необходимое, потому что думали, что уезжаем ненадолго. И вот утром отправились: у меня на одной руке 6-месячный брат, другой рукой держала за руку 3-летнюю сестрёнку. Мама одной рукой держит брата 11 лет, а в другой руке все вещи, которые она могла унести. Старшая сестра осталась в Ленинграде. Она уже начала работать. Народу из Ленинграда уезжало очень много, и чтобы не растеряться, надо было крепко держать младших за руки. Ехали до Лентьева неделю со множеством пересадок на обыкновенном пароходе – буксире. Места хватало только взрослым сесть, дети на руках так и спали сидя. Осенью 1941 года я не могла идти в школу. Не было ни одежды тёплой, ни обуви. Эту осень и следующую весну работала в колхозе, рыли картошку, собирали колоски и выполняли другую посильную работу. Родственники помогали и продуктами, и одеждой. Так что на следующую осень 1942 года я пошла учиться в 7 класс. Директором школы в тот год был Коновалов Иван Егорович. А учителями работали Коновалова Варвара Андреевна, Драницына Ангелина Никитична, Потеряев Степан Александрович, Василькова Лукия Васильевна. В начальной школе – Дроздова Нина Лаврентьевна, Силина Мария Яковлевна, Галичева Нина Алексеевна. С детства я мечтала стать портнихой или учителем, поэтому после окончания 7 класса, осенью 1943 года поступила в педучилище г. Устюжна. Всё время хотелось есть. Хлеб давали по карточкам 100 грамм на день. Из дома брали картошку и варили в печке. В комнате жили 14 человек, а печь одна. Варили по очереди. Очень завидовали тем, кто мог картошку в очистках есть с постным маслом, а мы - с солью. В комнате был один длинный стол, а над ним – одна лампочка. Первую зиму в педучилище сидели на уроках в пальто, чернила замерзали, разогревали их дыханием. Для своей комнаты дрова заготовляли сами. Шли в лес за 4-5 километров. Нам показали, как спиливать небольшие деревья, затем пилили их помельче и на санках возили к своему общежитию. Заготовляли по очереди по воскресеньям. В субботу после 5-6 уроков отправлялись пешком домой. Дорога в 20 км, большая часть из которой – лесом, а зимой темнеет быстро, идти было страшно. Ну а в понедельник в 5 часов утра отправлялись снова в педучилище. Никогда не опаздывали на первый урок. У многих, в том числе и у меня развилась куриная слепота (из-за недостатка витаминов), т.е. видели только, когда светло, с наступлением темноты надо было нас водить за руку. Училась на стипендию, т.е. без «троек». Очень любила математику и русский язык. Учебников на каждого не хватало, поэтому пользовались одним учебником 2-3 человека. А учителя были строгие, например, по литературе, если запнёшься хоть один раз, когда рассказываешь стихотворение наизусть, ставят сразу «2», а потом пересдаёшь не только это стихотворение, а всю тему. В педучилище проводились и соревнования, собирали тёплые вещи для фронта (ходили по домам), участвовали в художественной самодеятельности, выходили с концертами в деревни.

Окончила педучилище в 1946 году и получила направление в Оснопольскую десятилетнюю школу. Дали 1 класс, а в нём 42 ученика. Ничего, справлялась. Домой в Лентьево ходила почти каждый день. Однажды утром подошла к реке, а лёд уже прошёл, в льдине у берега вмёрзла лодка-ботник (очень лёгкая лодочка, при малейшем неосторожном движении может перевернуться). Пробралась к ботнику, доской расколотила лёд вокруг лодки, с доской и переехала на другую сторону, а когда стала вылезать из лодки, оступилась и оказалась в воде выше колена. Вылезла, вылила воду из сапогов и пошла домой.

Через год, в 1947 г., освободилось место в Лентьевской начальной школе, и я перешла туда, сменив Силину Марию Яковлевну, и с тех пор до ухода на пенсию работала в Лентьевской школе. Классы тоже были большие, по 30-35 человек. В школу ходили дети из Громошихи, Огиби, Порослова, Шелохачи, Понизовья, Сысоева, Шалча. Нужно было посетить каждого ученика на дому, ходили после уроков пешком, общешкольных родительских собраний не устраивали, а проводили родительские собрания по деревням (и, конечно же, всё пешком). Домой придёшь поздно, а там ждут тебя тетради по русскому языку и математике, подготовка к урокам, планы всякие, не говоря уже о семье. Первые годы после войны не только прописей не было, но и тетрадей в косую линейку. Так надо было каждому ученику расчертить страничку, а потом сделать показ нужной буквы. Некоторые наглядные пособия делали сами, например, трафареты кубиков, треугольников и др. вырезали для каждого ученика, помогали члены семьи.

В 1949 г. попросили преподавать математику в 5 классе. Согласилась и сразу поступила в Череповецкий учительский институт на заочное отделение. Но поступила на факультет русского языка и литературы. Перед началом работы в старших классах я побывала на уроках Драницыной А.Н. (она уже вела русский язык и литературу). Она научила меня, как добиться порядка и дисциплины на уроке, как следить, чтобы каждый ученик работал, как видеть всех учеников. Придя в класс и посадив учеников, предлагала проверить глазами все ли готовы к уроку, правильно ли сидят ученики, и приступала к уроку, всё время следила взглядом за классом. Замечания делала краткие, например, «Карпушев, руки» или просто называла одну фамилию. Следя таким образом строго за дисциплиной, может, первый месяц, она таким образом добивалась безупречной дисциплины на своих уроках, потому что ученики убеждались, что их нарушение всё равно увидят и не оставят без вниманья...

Однажды мы писали изложение по рассказу «Чудак». Речь шла о забастовке. Там было одно такое выражение «В окне третьего этажа торчало дуло карабина». А в этот же день по истории ученики познакомились с понятием «кардинал». И вот одна ученица в изложении пишет «В окне третьего этажа торчало дуло кардинала». А подобных казусов у учеников начальной школы было очень много.

- Андрей, назови соседей числа «3».

- А где они?

Учитель: -Придумайте прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет (например, каменный).

Ерёмин: - Беременный!

Учитель: - Из какого же материала он сделан?

Ерёмин: - Из живого!

Вместо «косвенная» задача: «косматая» задача.

Кости таза, а Яшенькин- «кости корыта».

Прошу Любу спросить у мамы деньги на продлёнку.

Приносит деньги.

- А ты как спросила?

- Мама, дай Руфине Ивановне деньги на «Орлёнка».

- Где находится звук «а» в слове «астры»?

- Во рту!

- Как у нас рот, когда произносим звук «а»?

- Как у лягушки!

Кроме уроков у нас были профсоюзные собрания, производственные совещания, педсоветы, политучёба. К каждому нужно было готовиться. Была депутатом с/с, секретарём комсомольской организации, потом партийной, почти все учителя участвовали в художественной самодеятельности. Выступали и в Оснополье, и Огиби, и в Понизовье. Делали доклады и устраивали воскресники в колхозе: убирали солому, выкидывали из дворов навоз и др. Бывали случаи, пишешь подготовку и одновременно качаешь маленького ребёнка (у меня 3 детей) и заснёшь за столом. Проснёшься, а в подготовке написано: «Спи, доченька, спи». Много времени отнимала подготовка к урокам пения, рисования, физкультуры и труда.

Контролировали нас достаточно часто, посещали уроки и директор, и завуч. С концерта вернёмся поздно, или с дня рождения (коллектив был дружный, дни рождения или праздники справляли все вместе) и если у директора или завуча по плану посетить какой- либо урок, обязательно придут. Много проверок было из РОНО, кроме плановых. Если зимой куда дорогу замело, и в школу не попасть, то в Лентьево дорога всегда есть, и едут к нам. Ежемесячно проводились открытые уроки внутри нашего кустового объединения и в Устюжне.

Работала в Лентьевской школе до пенсии. Учила поколение родителей, потом их детей. Работать было трудно, но интересно.

За свою работу имею почётные грамоты от школы, РОНО, за общественную работу от общества «Знание», от исполкома Лентьевского с/с, будучи на пенсии за участие в работе товарищеского суда».

Закончила писать. И все на место встало.

А жизнь предстала снова в суете.

И пред глазами близко, близко

Возникло все, что грезилось в мечте.

И кажется, что в темном коридоре,

Свершённое почти за 40 лет

Встает из мрака, ясно выплывая,

И то, что принесло немало бед.

Да, пролетели годы безвозвратно,

Как будто половодьем их снесло,

А в прошлое вернуться только в мыслях можно,

Ведь каждому из нас за 70 пошло.

Зато и в ясный день, и в пасмурное утро

Мы вспоминанием те далекие года,

Когда считали смыслом жизни школу,

А дети, муж - на заднем плане. Да.

Для нас все ясно было, как на блюдце,

Работа и работа допоздна

Устанешь ждать, когда наступит отдых

Чтоб бросить эти важные дела.

И вот теперь, сопоставляя факты,

Понятно стало: наша жизнь была

Посвящена служению народа.

Нет, то не фарс - то наши, брат, дела.

И с умилением глядим мы на потомков.

В них видим иногда себя

И пожелать им хочется, как прежде,

Добра и счастья, всей душой любя.


     По-домашнему уютной, доброй была атмосфера праздника, все чувствовали свою причастность к юбилею. Школа – это не только стены, кабинеты, коридоры, это, прежде всего, особый настрой, это душа. И вот эта атмосфера дома, в котором уютно всем, чувствовалась и передавалась каждому.у

      Сегодня в Лентьевской основной школе учится 62 ученика, 28 малышей посещают детсадовские дошкольные группы.   В ней постоянный педагогический коллектив, значит – терпеливая. Здесь много улыбающихся лиц, значит – счастливая. Здесь всегда рады выпускникам, значит – гостеприимная. Здесь готовы помочь каждому ученику, значит – добрая. Здесь много разнообразных праздников, общих полезных дел, значит – активная. Сюда бывшие ученики приводят своих детей и внуков, значит – любимая. 

    Особые слова благодарности ветеранам педагогического труда, бывшим учителям Лентьевской школы: Екатерине Михайловне Кораблевой и Людмиле Андреевне Точиловой.


МОУ «Дубровская основная общеобразовательная школа»

162817, Устюженский район, д. Росторопово, ул. Школьная, 9

Директор: Хорёва Татьяна Николаевна. Телефон: 8(817-37) 4-01-37

МОУ «Веницкая основная общеобразовательная школа»

162813, Устюженский район, д. Веницы, ул. Школьная, 5

Директор:Цветков Виктор Павлович. Телефон: 8(817-37) 4-71-35

МОУ «Районная вечерняя школа». 162840, г. Устюжна, ул. Трудовой Коммуны, 4 САЙТ

Директор: Антонова Галина Васильевна. Телефон:(817-37)2-32-45

МОУ «Степачевская средняя общеобразовательная школа»

162801, Устюженский район, д. Степачево, ул. Центральная, 19а САЙТ

Директор: Дубинова Антонина Алексеевна. Телефон: 8(817-37) 5-41-10

МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа». 162816, Устюженский район, д. Никола, ул. Корелякова, 103 САЙТ

дМОУ «Желябовская средняя общеобразовательная школа» 162825, пос. им. Желябова, ул. Первомайская, д. 31.

Директор: ПРОНИНА Наталья Петровна.

Телефон: 8(81737)502-52.  Сайт 


     Учителя – счастливые люди. Они каждый день возвращаются в детство, смотрят в широко открытые глаза детей, вместе с ними идут на встречу чуду и совершают открытия. Они передают своим ученикам бесценный социальный опыт, воспитывают истинный патриотизм. Г. Шевцов


Педагогическая династия ПАРШУКОВЫХ

Общий педагогический стаж более 80 лет!


Паршукова Валентина Сергеевна, учитель начальных классов,

  педагогический стаж – 40 лет.

     

     Образование среднее специальное, в 1948 году поступила в Устюженское педагогическое училище, которое закончила в 1952 году. В Желябовской средней школе работала с 1953 года учителем начальных классов. За годы работы имела множество почетных грамот, ценных подарков, поздравительные письма, ее имя заносилось на Доску почета.

Русаков Сергей Иванович учитель физической культуры и ОБЖ

педагогический стаж 25 лет.

     Образование высшее, в 1983 году закончил ЛГПИ им. А.И. Герцена по специальности начальное военное обучение и физическое воспитание. В Желябовской средней школе работает с 1 ноября 1983 года учителем физической культуры и ОБЖ, проходил квалификационные курсы в рамках аттестации, имеет первую квалификационную категорию.

     Учащимся нашей школы, несомненно, повезло с учителем физической культуры и ОБЖ Русаковым Сергеем Ивановичем. Преподаватель сам с детства увлечен туризмом, рыбалкой, спортом. Он до сих пор с увлечением играет в футбол, теннис, баскетбол. А для старшеклассников является не только учителем ОБЖ и физической культуры, но и добрым требовательным наставником: научит примам самообороны, в доверительной беседе расскажет о том, что их ждет во время службы в армии, как вести себя в экстремальной ситуации. Спокойный, рассудительный тон, уверенность в движениях, помогают поддерживать Сергею Ивановичу авторитет у окружающих на протяжении лет работы в школе. Ответная благодарность детей – это их уверенные победы в районных и спорных зональных соревнованиях по ОФП, лыжам. Пожелаем Сергею Ивановичу: «Так держать!» и только вперед к новым победам. Коллеги

Паршукова Анна Михайловна учитель начальных классов

          педагогический стаж 19 лет.

     Образование высшее, в 1989 году закончила ЧГПИ им. А.В. Луначарского по специальности учитель начальных классов. В Желябовской средней школе проработала 17 лет, выпустила три поколения учащихся начальной школы. Анна Михайловна проходила квалификационные курсы в рамках аттестации, имеет первую квалификационную категорию. Педагогический опыт учителя обобщен на уровне школы.

     По мнению родителей учеников, Анна Михайловна имеет свой педагогический стиль, педагогический почерк. Она доброжелательна, общительна, тактична, находчива в решении педагогических проблем. Анна Михайловна умело осуществляет индивидуальный подход к своим ученикам, предпочитая демократический стиль общения с детьми. Как, учительница требовательно относилась к ним, справедливо оценивала, давала возможность каждому ребенку показать себя. Она любит своих учеников, всегда готова оказать помощь ребенку в преодолении трудностей в учебе (если они возникают). Анна Михайловна умело разрешает конфликты, возникающие среди учеников, и старается сплотить ребят в работоспособный коллектив. Анна Михайловна – это не только первый учитель наших детей, но и любимый друг, она поддерживает тесную связь с родителями своих учеников, прислушивается к их пожеланиям и просьбам. Родители учащихся

     Анна Михайловна в нашем учреждении проработала 17 лет. Педагогический путь учительницы – это путь к накоплению опыта, формирование творческого отношения к работе, постижение новых педагогических и методических подходов в обучении детей. Анна Михайловна осуществляет постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся. Это стремление выражается в логике уроков, в методах обучения, подборе дидактических материалов, в использовании наглядности, которую она, сама изготовляет умело и красочно. Анна Михайловна много работает над развитием орфографической зоркости учащихся, творческого мышления, речи учащихся. Воспитательная работа учительницы направлена на развитие в детях познавательного интереса, тесно связывается с учебным процессом. Анна Михайловна считает, что в детях нужно воспитывать чуткое отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, человечности. Коллеги

ОБРАЩЕНИЕ К БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ УЧИТЕЛЕЙ.

     Время делает кого - то умнее, а кого-то богаче, но тех, кто дарит сердце детям, наделяет особой благодатью – вечной молодостью, благодарностью и любовью людей.

     Самое главное в нашей профессии – оправдать доверие учеников и их родителей. Дети доверяют своему учителю и секреты, и душу. Порой он знает о ребенке больше, чем родители, видит то, чего не могут заметить другие, и помогает всему лучшему в детской душе, прорасти и расцвести.

     Принять и помочь, понять и простить, приласкать, а иногда и пожурить – этого сейчас не хватает многим детям в семье. И поэтому им важно встретить на своем пути такого учителя, который так естественно, так ненавязчиво всё это может дать, и не потому, что он должен или так надо, а потому что по-другому не умеет. Это, наверное, самое главное в профессии – УЧИТЕЛЬ.

     Дарите свою любовь детям и тогда, доброта спасет наш мир!

МОУ «Долоцкая средняя общеобразовательная школа». 162833, Устюженский район, д. Долоцкое, ул. Центральная, 48а САЙТ

Директор: Смирнова Ольга Ивановна. Телефон:(817-37) 5-74-99

МОУ «Брилинская средняя общеобразовательная школа» САЙТ

162810, Устюженский район, д. Брилино, Школьный пер., 7

Директор: Коршунова Жанна Сергеевна. Телефон:(817-37) 4-61-47. E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

uМОУ «Гимназия» 162840, г. Устюжна, ул. Карла Маркса, 8. Тел. 8(81737)216-54  САЙТ

Директор: Иванова Наталья Ивановна. 

Всегда сложна проблема выбора школы. Для её решения проводятся Дни открытых дверей. В этот день двери школ открыты для всех в буквальном смысле слова, даже если ваш ребёнок не пойдёт осенью в школу, а ещё посещает детский сад.ц

     5 марта в 9.00 гимназия распахнёт свои двери не только для гимназистов, но и для всех желающих. Любой из вас может прийти и познакомиться с учителями, устройством гимназии и школьным процессом. В гимназии дети не только усваивают предметные знания, умения и навыки, но и развиваются в полном смысле этого слова. Будут проведены три открытых урока, а на десерт гимназисты подготовили концерт.

        уВ 2011 году в гимназии планируется один первый класс. Классный руководитель уже выбран, им будет Татьяна Михайловна Ракутина. Татьяна закончила факультет «Педагогика и методика начального образования» в ЧГУ, затем работала в Дубровской школе. С 2005 года перевелась в гимназию, где стала классным воспитателем, по этой же должности имеет высшую категорию. Молодая, активная, творческая, имеющая множество интересов: от сочинения стихов до создания сайта в Интернете. Вы не ослышались, Татьяна действительно создала свой сайт в помощь учителям начальной школы, учащимся и родителям.

м     Зайдя на сайт http://www.shkola-dlya-vseh.ru, можно получить разнообразную информацию: новости в сфере образования, методические материалы, шпаргалки по всем предметам, советы по воспитанию ребёнка. В планах Татьяны, получив первоклашек, завести на сайте электронный школьный журнал, который, как она считает, будет очень удобен для родителей её учеников. (Газета Вперед).

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» 162840, г. Устюжна, ул. Ленина, 50  Директор: Васильева Елена Авенировна. Телефон: 8(817-37) 2-16-42 САЙТ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» 162840, г. Устюжна, ул. Терешковой, 6а.  Директор: Болтунов Алексей Юрьевич. Тел.: 8(81737) 2-16-73. САЙТ

МОУ ДОД «Дом детского творчества» САЙТ

162840, г. Устюжна, ул. Ленина, 6

Директор: Веселова Вера Валентиновна. Телефон: 8(817-37) 2-16-61

МОУ ДОД «Устюженская детская школа искусств»

162840, г. Устюжна, ул. Карла Маркса, 11

Директор: Смирнова Светлана Евгеньевна. Телефон: 8(817-37) 227-55

МОУ ДОД «Детская юношеская спортивная школа» 162840, г. Устюжна, ул. К. Маркса, 2

Директор: Пашников Михаил Николаевич. Телефон: 8(817-37) 2-11-05

Устюженский политехнический техникум. 162840, г. Устюжна, ул. Терешковой, 50

Директор: Малинин Сергей Александрович. Телефон: 8(817-37) 2-25-34; E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 



Яндекс.Метрика