Материал 3

Содержание материала

Современное народное творчество Устюжан!

     Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры Устюженского района. Создаваемые устюжанами и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство – все это народное творчество. Произведения прикладного искусства устюжан отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт населения, сохраняют историческую память о нашем древнем крае.


     Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. В Устюженском районе наиболее распространены фольклор, вышивка, ткачество, кружевоплетение, резьба по дереву, ковка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.


   В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.


   Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры жителей и уроженцев Устюженского района; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют его чертами национальной традиции.Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства.

    Современное народное творчество устюжан – праздник новых открытий, ярких впечатлений, дружеского общения, вызывает интерес и у взрослых, и у детей. Простейшие материалы, подаренные нам природой – дерево и глина, железо и шерсть – в руках устюженских умельцев превращаются в подлинные произведения искусства. Им присущи разнообразие форм, любовное исполнение, богатые цветовые решения, находчивость и искусство мастера, которые вкладывают в свои творения любовь и талант.

2Автор Г. Гендриксон (Шмонина)
    Невозможно пройти мимо рукотворных изделий Татьяны БЕРЕЗОВОЙ (Зверьковой), уроженки деревни Лентьево и ее сестры Валентины, уроженки д. Громошиха Галины Гендриксон (Шмониной), устюжанки Светланы ЛЕВИНОЙ, жительницы д. Лентьево Ольги ПАНКРАШОВОЙ. Сколько выдумки, фантазии в их произведениях. Только в руках мастеров обычные овощи, бисер, иголка и нитка могут приобрести такие причудливые формы, они наполнены теплом мастериц, которые их создали и только мастер может создать вещь, которой не налюбоваться!

3Автор Г. Гендриксон (Шмонина)
     Вышивкой можно восхищаться до бесконечности: настолько тонко, художественно выполнены их работы.
«От добрых рук ничего не уходит» – говорит народная пословица. Ведь вещь рукотворная хранит лю бовь мастера и тепло его рук. Для тех, кто готов творить, кто хочет познать секреты мастерства, мы приготовили эту страничку – народное творчество устюжан. Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из поколения в поколение. И наш сайт тому помощник.

6Автор Г. Гендриксон (Шмонина)
     На страницах нашего сайта мы попытаемся рассказать о творческих людях – жителях и уроженцах нашего района. Вы увидите лучшие образцы современного искусства. Страницы будут постоянно совершенствоваться.
    Обращаем Ваше внимание, что большинство представленных работ публично опубликовано впервые. Каждое произведение, представленное ниже, имеет своего автора. Обезличенных работ нет.
При перепечатке - ссылка на сайт обязательна.
Раздел 1. В ы ш и в а н и е.

7Автор Г. Генриксон (Шмонина)
     Вышивание, рукодельное искусство украшать ткани разнообразными узорами. Вышивание было известно в глубокой древности сначала на Востоке, а потом греками и римлянами перенесено в Европу, и в эпоху возрождения достигло высок. степени совершенства. Различают работу по канве, гладью, выпуклую, сквозную, двухстороннюю, тамбурную, накладную и др., работу бумажными нитками, шерстью, шелком. Золотом, серебром, бисером и стеклярусом и др.

15     Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

     • Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
     - выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);

     - использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
    - эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой),    близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету...

Икона Николай Чудотворец Автор Г. Гендриксон (Шмонина)                            

    • Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
   • Бусина — составной элемент большинства этнических украшений (бус, четок, и т. д.) шарообразной формы, иногда граненые, с отверстием по диаметру. Бусины могут быть изготовлены из различных материалов. Традиционно бусины изготавливались из древесины, янтаря и других природных материалов. Отдельную категорию составляют стеклянные бусины, как цельные, так и пустотелые. Пустотелые бусины могли заполняться белым воском, что придавало определенное сходство с жемчугом. В настоящее время бусины могут быть изготавливаться из полимерных материалов, стекла в технике Лэмпворк . Часто количество бусин в украшении играет сакральную роль.

Золотой дождик и Элегия. Автор Анастасия Лауцис. г. Устюжна.

    • Как альтернатива, пластиковые бисерины могут быть наплавлены на нить в процессе производства. Бисерины могут быть размером менее миллиметра, а могут быть диаметром более сантиметра или даже нескольких сантиметров. Стекло, пластик и камень, пожалуй, наиболее распространенные типы материалов, однако бисер также делают из кости, рогов, бивней, металла, ракушек, жемчужин, кораллов, драгоценных камней, окаменевшей смолы деревьев (янтарь), синтетических материалов, дерева, керамики, волокна, бумаги, зерен персидской сирени и других растений. Три бусины, найденные археологами в Израиле и Алжире и изготовленные из раковин моллюсков приблизительно 90 000-100 000 лет назад, считаются элементами первых ювелирных изделий, созданных человеком. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Также бисер используется в вышивке и мозаике.


    Икона "Спас Вседержатель", вышитая бисером. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

   Иконы и украшения несли обереговую и эстетическую функции, часто выступали символами власти и показателем определенного общественного класса. То, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности, и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнали о Боге, но и познаем Бога.


Икона "Богородица Милующая". Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево

     Через иконы святых угодников Божьих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Через икону мы получаем все освящающую благодать Святого Духа. По утверждению отцов Церкви, икона тоже есть молитва. Имея святыню-икону, не забудем об этом, ежедневно обратим взор к ней, поговорим с ней или словами молитвы, или тропаря, или просто постоим молча, душой прильнув к ней; и почерпнем в иконе просвещение, жизнь души и силу на каждый день.

Икона "СПАС ВСЕДЕРЖАТЕЛЬ", вышитая бисером. Автор - Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

    Икону очень часто называют окном в мир Божественного. И по ведению Церкви, каждая икона, созданная согласно православным иконописным канонам, уже чудотворна. Однако, силен Бог творить, чудеса и через стихии. Поэтому не следует смущаться тем, что почитаемые изображения вне канона также бывают чудотворными. Там, где икона не богословствует, она, по милосердию Творца, все равно источает благодать Божественной Любви. Технику шитья "вприкреп" бисером исстари использовали для шитья картин и икон, возможно, потому, что вышитая бисером икона напоминает мозаику древних христианских храмов Византии и Киевской Руси. Было это искусство коллективным. Ведь композицию, рисунок создавал иконописец - "знаменщик". Литургические или вкладные надписи писал другой мастер - "словописец", а "травники" придумывали узоры (травы) позамысловатей. Да и вышивальщицы разделяли свой труд: каждая делала ту работу, в которой была искусней всех. Шитье бисером, считалось самым искусным мастерством, и оценивались очень высоко.

Икона Богородица неувядаемый цветок. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

     Работали мастерицы в специально отведенных мастерских - светлицах, названных так потому, что под них отдавались самые светлые в доме комнаты. Такие мастерские были почти в каждом боярском или княжеском доме, в богатых домах торговых и служилых людей и, конечно, в женских монастырях.
    С приходом на Русь христианства женским "богоугодным делом" стало расшивание церковной утвари и различных Богородических икон. До наших дней сохранились иконы "Троица с бытием". Пелена. 118х133,5. Москва.1593г., "Предста царица". Одежда на престол 105х94. Москва 1602г., "Богоматерь Владимирская" Конец ХIX в. Москва., "Богоматерь Казанская с двумя предстоящими", Москва. Конец XVIII в. Все эти работы выполнены бисером вприкреп, с дополнением крупного жемчуга в окладе. Нимбы, контуры изображений и надписи частенько обнизывали жемчугом.

ВЫШИВАНИЕ ЛОСКУТНОЕ и КРЕСТИКОМ

      Во все времена, у всех народов вышивка всегда отличалась разнообразием мотивов, узоров и приемами их выполнения, но наиболее распространенными можно назвать вышивание крестом, гладью и стебельчатым швом. Конечно, это древнее искусство развивалось постепенно, следуя за развитием текстильной промышленности и появлением новых видов тканей и ниток. Даже профессиональная канва, с которой имеют дело современницы XXI века, появилась не сразу – когда-то это была редкая, сетчатая ткань для вышивки крестом. Сетка накладывалась на полотно, а затем, по завершению работы, буквально выдергивалась по ниточке. Сегодня, благодаря новым технологиям, вышивание крестиком превратилось в увлекательное и очень красивое рукоделие, за которым так приятно проводить вечера, отдыхая душой от повседневных забот.


Икона "Троеручница". Все работы ниже - Автор В.Зверева (Зверькова), уроженка д. Лентьево.

      Умение вышивать крестом наряду с умением танцевать, рисовать и играть на фортепиано всегда ценилось, считалось признаком хорошего воспитания, недаром образ девушки за рукоделием всегда вдохновлял художников. Да и сегодня вышивка крестиком считается модным и вполне «светским» увлечением, тем более что для рукоделия сейчас можно приобрести решительно все, буквально не выходя из дома.

      Вышивка крестом — из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

     Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет.

     Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.


Канва
       В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см.
     Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.
     Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18,25,28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.
     Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.
   В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков).


Наборы и схемы для вышивки крестиком
     На сегодняшний день для того, чтобы заняться вышивкой, достаточно приобрести в магазинах рукоделия специальные наборы для вышивки крестиком. В них есть всё необходимое, кроме ножничек для подрезки нитей. Основное различие этих наборов заключается в компонентах, которые в них вкладываются.
    При выборе набора необходимо обратить внимание на размер вышивки, производителя и качество мулине. Мулине может быть шерстяным, шёлковым, металлизированным или хлопковым. В набор его вкладывают или целыми мотками, или развешивают на специальные органайзеры, или вкладывают порезанными в пучке. В последнем случае придется разбирать мулине по тонам самостоятельно. В наборе очень важна схема, по которой вышивается картинка. Символы на схеме должны хорошо читаться — быть достаточно крупными и контрастными. Схема может быть как черно-белой символьной, так и цветной, с символами или без них.

     Сегодня в магазинах рукоделия и киосках с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями.
     Нынешняя компьютеризация не обошла и вышивку крестом. Получили распространение многочисленные программы, использующие алгоритмы, которые генерируют схему для вышивки из сканированной картинки.
   Виды
     • Простой крест начинают вышивать слева снизу по диагонали направо вверх, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
      • Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика.
     • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
      • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
       • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.[2]
     • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
    • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
     • Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
     • Крест «Звёздочка» — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
   • Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
   • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.


Лоскутное шитье
Настенное панно "Вихрь" и "Фантазия". Техника Барджелоо. Автор С.Левина, устюжанка.

В Я З А Н И Е
    Ручное вязание пришло к нам из глубокой древности. Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили это ремесло в настоящее искусство, не утратившее свое значение и поныне.
    Сегодня ручное вязание привлекает все больше людей, покоряя своей красотой и широкими возможностями для проявления творческой фантазии. Сам процесс вязания способен доставить огромную радость. Разнообразие приемов, богатый выбор цветовых и орнаментальных решений, нестандартность фасонов и моделей позволяет создавать одежду, соответствующую вкусам, характеру, носящую неповторимый отпечаток Вашей индивидуальности. Умение вязать не только доставит Вам эстетическое наслаждение, но и поможет найти свой стиль.
    Вязание, трикотажные изделия всё больше входят в нашу жизнь, причем не столько в виде привычных свитеров для тепла, сколько в виде интереснейших моделей из самой разнообразной пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Только вязание сделает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.
    Известно, что стресс практически полностью уничтожает творческое начало в жизни человека. И одним из наиболее эффективных современных средств борьбы со стрессом психологи считают такое незамысловатое хобби наших бабушек, как вязание. Ведь, создавая свитер или носок, человек не только успокаивается, но и способен практически полностью реализовать свою потребность в творчестве.
    Вяза́ние — процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

    Вязание на спицах. Работы Юлии Казымовой (Морозова), г. Устюжна.


     Вязаные, трикотажные изделия всё больше входят в нашу жизнь, причем не столько в виде привычных свитеров для тепла, сколько в виде интереснейших моделей из самых разнообразных типов пряжи, именно таких, которых не будет ни у кого, кроме вас. Только вязание сделает ваш гардероб по-настоящему оригинальным.
    Вязание спицами - это "спицетерапия", для тех, кто любит мастерить, фантазировать, реализовывать свои идеи. Вязание спицами по своей красоте и самобытности ничуть не уступает машинному трикотажу.


Инструменты и материалы
Круглые спицы
    Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Желательно, чтобы спица на одном из концов имела ограничитель для предупреждения соскальзывания петель. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц, где между тремя (четырьмя) спицами распределяются петли изделия, а ещё одна — рабочая. Жгуты, косы, различные переплетения выполняются с помощью вспомогательной спицы или петледержателя.
    Плоское вязаное полотно выполняется на двух спицах, либо на кольцевых. Оно вяжется в прямом и обратном направлениях и имеет лицевую и изнаночную стороны. Цилиндрическое полотно вяжется по кругу только по лицевой стороне.
     Спицы не должны быть слишком острыми, чтобы не расщеплять нить и не ранить руки, ни слишком тупыми, чтобы не затруднять ввод рабочей спицы в петлю. Для обозначения размера спиц применяются номера, соответствующие её диаметру в миллиметрах (например, спица № 4 имеет диаметр 4 мм).
    Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Однако, в зависимости от того, какое изделие предполагается получить, возможны вариации. При вязании тонкими спицами из толстой пряжи полотно получается более плотным, спицами же большого диаметра из тонких ниток — рыхлое, ажурное.
Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная.
     Основные виды петель
    Основные виды петель — лицевая, изнаночная, накид, кромочная. С их помощью создаётся всё многообразие узоров трикотажа, связанного на спицах.
   Прежде чем начать работу над изделием, необходимо связать образец размером ок. 10х10 см. С его помощью определяется количество петель и рядов на сантиметр вязаного полотна, что позволяет достигнуть точности в размерах изделия.
    Процесс вязания на спицах начинается с набора необходимого количества петель на две сложенные спицы — создания начального ряда. После набора одна из спиц (рабочая) вынимается, а петли остаются на спице, которая берётся в левую руку. Существует два способа вязания: английский, когда нить от клубка (рабочая) удерживается правой рукой и, при образовании новой петли, подхватывается правой спицей, и германский (континентальный) — рабочая нить находится в левой руке и набрасывается на правую спицу.
    Вывязывание лицевой петли — рабочая нить располагается за полотном. Правая спица вводится слева направо в петлю на левой спице, захватывается накид и вытягивается. На правой спице остаётся лицевая петля, петля же с левой спицы (предыдущего ряда) сбрасывается. При вязании лицевыми петлями по лицевым рядам и изнаночными по изнаночным образуется гладкое полотно (лицевая гладь) с вертикальными полосами, напоминающими косы. Такая вязка называется также чулочной или кулирной гладью. При вязании лицевыми петлями и в лицевых и в изнаночных рядах получается более толстое полотно с горизонтальными полосами — эта вязка называется платочной. Вытянутая лицевая петля получается, если рабочая спица вводится не в петлю предыдущего ряда, а на ряд (два, три и т. д.) ниже.
    Вывязывание изнаночной петли — соответствует вывязыванию лицевой петли, но рабочая нить располагается перед полотном, а рабочая спица вводится справа налево. Чередованием лицевой и изнаночной при нечётном количестве петель в ряду вяжется так называемая резинка — очень растяжимое полотно. Резинкой обыкновенно вывазывается низ и манжеты свитеров и кофт, а также изделия, сильно облегающие фигуру.
      Накид — рабочая нить набрасывается на правую спицу или подхватывается ей. В изнаночном ряду накид провязывается как обыкновенная петля. Накиды применяются для образования ажурного узора (образуют отверстия в полотне) и для прибавления петель. Если при добавлении петель в узоре нежелательны отверстия, то в изнаночном ряду накид провязывается скрещенной петлёй.
    Вывязывание скрещенной петли. Скрещенной называется та петля, стенки которой расположены крест-накрест. Скрещенная петля вывязывается из обычных лицевых и изнаночных петель. При провязывании ряда изнаночных петель за переднюю стенку, а следующего — лицевыми за заднюю стенку, петли предшествующего ряда становятся скрещенными. Полотно из скрещенных петель обычно более плотное и меньше растягивается. Из них вяжутся вещи, к прочности которых предъявляются особые требования (носки, варежки и т.д.). Недостаток вязаного полотна из скрещенных петель — его перекос (особенно это заметно при вязании чулочной гладью), так как петли повёрнуты под углом относительно его поверхности.
    Кромочная петля — петли, с которых начинаются и которыми заканчиваются ряды. Первая крайняя петля снимается на рабочую спицу без провязывания. Последняя петля каждого ряда провязывается изнаночной, если надо получить ровный край вязаного полотна или лицевой петлей, если требуется зубчатый край. При вязании пряжей разных цветов первую петлю ряда при переходе на другой цвет следует провязать лицевой, чтобы закрепить новую нитку в кромке.
Снятая петля — петля, снятая на рабочую спицу без провязывания.
     Убавление и прибавление петель. При убавлении петель две петли вяжутся как одна. Для убавления с наклоном вправо две петли провязываются как одна лицевая, с наклоном влево — первая петля снимается непровязанной, вторая провязывается лицевой и протягивается через первую. Прибавляются петли с помощью накидов, провязываемых в следующем ряду как лицевая или изнаночная.


Вязание крючком.
      Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия – очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.


Фигурки ангелочков, салфетки, связанные крючком. Автор Т.Березовая (Зверькова), уроженка д. Лентьево


    В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют "вязание в воздухе", когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко повторить.
    Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать. Рейго также утверждала, что она изобрела кружевное вязание крючком, которое сегодня называют ирландским кружевом.
Сегодня вязание крючком и спицами завоевало первое место среди любительниц рукоделия.

     В наше время вязание разнообразно своими техниками, узорами, способами. Вязание – это как раз тот вид искусства, в который каждый может внести свой вклад, не боясь мнения строгих критиков.
     Чего только нельзя связать! Одежду, игрушки, украшения, обувь и еще много-много всего. Оригинальны и красивы изделия связанные крючком. Сейчас особенно модно использовать различные виды техник кружева.
   Самое сложное кружево крючком - ирландское. Но оно же и самое красивое. Объемные цветы, листья, завитки на фоне тонкой изящной сетки - это работа для мастера. Но попробовать всегда стоит. Главное желание и терпение.
    Вязание крючком одно из самых первых изобретённых человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским.
    По мнению эксперта Анни Поттер (Annie Potter) — «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как 'crochet lace' во Франции и 'chain lace' в Англии». Также известно о том, что примеры вязания были найдены в индейских племенах в начале XX века. Вероятно, что вязание крючком происходит от китайского рукоделия — очень древней формы вышивки.
    В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
    В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче чем спицами.
    Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений (салфетки, занавески и т. д.). Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек - амигуруми.
Крючки и нитки. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм).
     Крючки диаметром 3—6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).
     Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязанное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
    Фактура полотна, вязанного крючком отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением.   Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчато-бумажные нитки.
     Основные приемы вязания крючком
    Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относят:
   • Выпуклый столбик
   • Воздушная петля
   • Полустолбик
   • Столбик без накида
   • Полустолбик с накидом
   • Столбик с накидом
   • Столбики с двумя, тремя и более накидами
   На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания:
   • Листик
   • Пышный столбик
   • Бугорок
   • Полуколечко
   • Колечко
   • Шишечка
    Повальное увлечение вязанием захлестнуло мир несколько лет назад. Психологи объясняют это феномен реакцией на возрастающий стресс повседневной жизни и засилье технологий, отрицающих ручной труд и творческую инициативу. Кроме того, несколько последних десятилетий во всем мире царствовал феминизм, которые отрицал такие извечно женские увлечения, как вязание. По мнению феминисток, оно ассоциировалось с порабощением женщины, с ее привязыванием к дому и семье и отсутствием свободы. В последние годы столь радикальные взгляды уже не популярны, а потому увлечение вязанием становится все популярнее.

Авторство

   Наш портал расчитан на широкий круг пользователей. На сайте использованы материалы Устюженских фотохудожников Владимира Минина, Марины Мурашовой, а также неизвестных авторов из Инета. Приглашаем к сотрудничеству.

 

Лучшие новости

Общественный информационно-справочный Портал Устюженского уезда. Частный проект. 2019 год.

Поиск